З

Зааван (беспокойство) (Быт 36.27; 1Пар 1.42)—аналог. Акан.

Заббуд (дар) (Езд 8.14)—аналог. Евед,б.

Забвай—а) (Езд 10.28)—аналог. Афлай;

б) (Неем 3.20)—отец (предок) Варуха (возможно, предыдущий).

Завад—а) (1Пар 2.36)—аналог. Азария,д;

б) (1Пар 7.21)—аналог. Беред;

в) (1Пар 11.41)—сын (потомок) Ахлая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

г) (2Пар 24.26)—сын (потомок) Шимеафы, Аммонитянки, один из заговорщиков и убийц Иоаса (в 4Ц 12.21 назван Иозакар, сын Шимеаты);

д) (Езд 10.27)—аналог. Азиса;

е) (Езд 10.33)—аналог. Елифелет,е;

ж) (Езд 10.43)—аналог. Бенаия,б.

Завадия (Иегова дал) (1Пар 27.7)—сын Асаила, одного из начальников и управителей Давида, и его помощник.

Завдиил (дар Божий)—а) (1Пар 27.2)—отец Иашовама (см.); (См. Ахамань)

б) (Неем 11.14)—аналог. Адаия,г.

Завдий (дар)—а) (Нав 7.1,17,18)—дед (предок) Ахана (см.), который в 1Пар 2.6 не упомянут между Зарой и Зимри (Харми); (См. Махол)

б) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

в) (1Пар 27.27)—житель Шифама, один из смотрителей над царским имением при Давиде;

г) (Неем 11.17)—левит из рода Асафа, глава третьей чреды певцов, один из предков Матфании и Захарии (см. Захария,бб) (в 1Пар 9.15 назван Зихрий, в 1Пар 25.2,10—Заккур, а в Неем 12.35—Закхур).

завеса—была, во-первых вокруг двора скинии, сделанная из крученого виссона, очевидно, белая (Исх 27.9-13), и в ней—завеса с восточной стороны, для входа, «из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы» (Исх 27.16); затем, во-вторых, была завеса самой скинии (святилища), сделанная аналогично завесе входа (Исх 26.36); и, наконец, была третья завеса перед ковчегом откровения («для преграды», Исх 35.12), отделявшая в скинии Святое (святилище) от Святого-святых, сделанная аналогично двум первым, но с изображением херувимов на ней (Исх 26.31-33). В храме Соломона для входа во двор были ворота, для входа во святилище—двери (3Ц 6.33-35) и давир (Святое-святых) отделяли также двери (3Ц 6.31-32; 2Пар 4.22), которые, по-видимому, не закрывались (3Ц 8.8). Здесь же была завеса (2Пар 3.14), которая разодралась надвое в момент смерти Христа (Мф 27.51). (См. скиния)

завет—договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем и народом (4Ц 11.17), между Господом и народом (Езд 10.3) и даже с глазами человека (Иов 31.1). Словом этим назывались также: обещание (4Ц 23.3), наставление (Пр 1.8), обязанности (Мал 2.8). Заветом также называются общие Божии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс 24.14; 49.16; Иер 33.20,25). Завет иногда Господь давал отдельному человеку—например, завет мира и священства Финеесу, сыну Елеазара (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.

1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7) (некоторые называют Быт 1.28—первым заветом с Адамом, а Быт 3.15—вторым).

2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17) (некоторые называют Ноевым заветом Быт 9.1).

3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.

4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого было десятисловие (Исх 34.28; Вт 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Ц 23.2).

Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).

5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного—Нового Завета с людьми (2Ц 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

Кроме указанных некоторые различают еще «Палестинский завет» (Вт 30.1-10) и «Давидов завет» (2Ц 7.12-16; 2Пар 13.5). (См. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет)

завет соли (Чис 18.19; 2Пар 13.5)—твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов, но, может быть, также с обычаем солить все жертвы (Пс 49.5). (См. соль)

завещавать (Вт 26.16; 32.46; Лк 22.29; 2Фес 3.6,10; 1Тим 6.13)—заповедовать, внушать, повелевать, передавать (старослав. написание).

Завулон (жилище, обиталище)—десятый сын Иакова (последний, рожденный Лией), родоначальник колена Завулонова. Удел этому колену достался на севере Ханаанской земли, на запад от Геннисаретского озера. В этом уделе были расположены Назарет, Кана, Наин, в которых раньше других мест воссиял свет Господа (Ис 9.1-2). (См. колена Израилевы)

Завуф (дарованный) (3Ц 4.5)—сын (потомок) Нафана священника, друг царя Соломона, занимавший такое же положение, как Хусий при Давиде.

Загам (2Пар 11.19)—один из сыновей Ровоама от Авихаили.

заговаривание (Ек 10.11; Иер 8.17)—один из видов чародейства, волшебства (это же слово переведено в русской Библии в Пс 57.6 как «заклинание», а в Ис 3.3—«искусство в слове»).

заднее (Флп 3.13)—прошлое, прошедшее.

Заза (1Пар 2.33)—один из сыновей (потомков) Ионафана из колена Иудина.

за-Иорданская страна (Ис 9.1)—местность на севере Палестины (см. Иаир,а).

закваска (Мф 13.33; 16.6,12; Мк 8.15; Лк 12.1; 13.21; Кор 5.6-8; Гал 5.9)—символ незримого влияния. Закваска (квасное) была запрещена для сожигания Господу, но допускалась в жертвах, съедаемых людьми (Лев 7.13; 23.17). Она обозначает чаще ложное учение (влияние), но ей же Господь уподобил и Царство Небесное. (См. квасное)

Заккур (задумчивый)—а) (1Пар 24.27)—аналог. Бено;

б) (1Пар 25.2,10)—см. Завдий,г.

заклание—закалывание, убиение, приготовление жертвы к приношению Богу.

заклинание—убеждение, обязывание клятвой (см. также заговаривание).

заклятие—отделение (освящение), предание Богу, запрещение пользоваться людям, предание смерти (Лев 27.21,28-29; Нав 6.16-18,20; 7.11-13). (См. клятва, проклятие)

закон—сущность, основа какого-либо явления или свод правил человеческого поведения. Если законы физические, которые, будучи однажды даны природе ее Творцом (Ис 45.12), никогда и ни в чем не нарушаются, то в отношении людей мы видим совсем иное. Человеческие законы, постоянно издаваемые в большом количестве и постоянно изменяемые, устанавливаются как раз потому, что имеется постоянное стремление их нарушать, проистекающее из злой, греховной натуры человека, приобретенной в результате его отпадения от Бога (Рим 7.23). Но есть всеобщий, незыблемый Божий закон, который есть Истина Божия (Пс 18.8), и, хотя человек этого и не сознает или не хочет признавать, он записан в сердце (совести) человека (Рим 2.14-15). Закон Божий всеобщ и един, он есть Его любовь и был явлен во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Гал 4.4-5). До этого же люди находились (или находятся) под клятвою (заклятием или проклятием) писаного Закона (временного), данного человечеству через избранный Богом народ и его вождя и пророка Моисея, как свод моральных и обрядовых установлений и заповедей, направленных на выявление человеческого греха, в качестве «детоводителя ко Христу» (Гал 3.19,24). В Священном Писании под словом «закон» подразумевается Пятикнижие Моисеево (Мф 22.40), либо весь Ветхий Завет (Ин 10.34; 12.34; 15.25; 1Кор 14.21). (См. Библия, Моисеево Пятикнижие, Писание)

законник (Мф 22.35; Лк 7.30; 10.25; 11.45,46,52; 14.3; Тит 3.13)—то же, что книжник (ср. Мф 22.35 и Мк 12.28), то есть человек, посвятивший себя изучению Закона (Моисеева) во всех его деталях. Законники толковали иудейский Закон, были его учителями (Лк 5.17) и имели большое влияние в народе, будучи начальниками и судьями. Среди них были мудрые люди (Никодим, Гамалиил), но большинство, не видя в законе дальше преданий старцев, были слепыми вождями слепых (Мф 15.14). (См. книжник)

Закур (задумчивый) (1Пар 4.26)—один из сыновей (потомков) Мишмы из колена Симеонова, глава рода.

Закхай (чистый) (Езд 2.9; Неем 7.14)—аналог. Арах,б.

Закхей (чистый) (Лк 19.2,5,8)—житель Иерихона, начальник мытарей (сборщиков податей), по общему мнению—великий грешник, проявивший огромное желание узнать Спасителя. По преданию он стал христианином и был первым епископом в Кесарии. Раввинская же традиция утверждает, что он был отцом известного раввина Иоханана-бен-Закхея.

Закхур (задумчивый)—а) (Чис 13.5)—отец (предок) Саммуа;

б) (Неем 3.2)—сын (потомок) Имрия, один из чинивших стену Иерусалима;

в) (Неем 10.12)—аналог. Венинуй;

г) (Неем 12.35)—см. Завдий,г;

д) (Неем 13.13)—отец (предок) Ханана.

Замврий (антилопа)—а) (3Ц 16.9,10,12,15,16,18,20; 4Ц 9.31)—раб царя израильского Илы, военачальник, убивший его и ставший царем. Он царствовал всего семь дней, но успел перебить весь дом Ваасы по слову Господа;

б) (1Пар 8.36; 9.42)—аналог. Азмавеф,а.

Замзумимы (Вт 2.20)—аммонитское название Рефаимов (великанов), живших до них в той земле, которую аммонитяне заняли (в районе Иавока) (в Быт 14.5 названы Зузимы).

Заноах—а) (Нав 15.34; Неем 3,13; 11,30)—аналог. Адифаим;

б) (Нав 15.56)—город в нагорной части Иудеи (на юг от Хеврона);

в) (1Пар 4.18)—место, основателем (или начальником) которого был Иекуфиил (возможно, одно из предыдущих).

запечатать (Ис 8.16; 29.11; Иер 32.10.44; Дан 9.24; 12.4,9; От 5.1; 22.10)—сокрыть, сберечь. В древности письма, документы, книги писались на длинных полосах папируса или ткани, затем сворачивались, обвязывались бечевкой, которая скреплялась глиняной печатью. Такую книгу можно было прочесть, только сломав (сняв) печать.

запинать, запнуть (Быт 27.36; Евр 12.1)—ставить препятствие, соблазнять, обманывать.

заповедь—наказ, повеление, установление, закон. (См. десять заповедей)

запястье (Быт 24.22,30; Чис 31.50; 2Ц 1.10; Ис 3.19; Иез 16.11)—браслет или кольцо на руке выше кисти.

Зара (восход, заря)—а) (Быт 38.30; 46.12; Чис 26.20; Нав 7.1,17,18,24; 22.20; 1Пар 2.4,6; 9.6; 27.11,13; Неем 11.24; Мф 1.3)—один из сыновей Иуды от Фамари, глава поколения (в 1Пар 4.17 назван Езра); (См. Махол)

б) (Чис 26.13)—аналог. Иамин,а (в Быт 46.10; Исх 6.15 назван Цохар, а в 1Пар 4.24—Зерах).

Зарай (восход, заря) (2Пар 14.9)—египетский царь Озоркон, пришедший с миллионной (!) армией против Асы. Аса разбил его наголову с половинной силой, так как обратился за помощью к Господу (2Пар 16.8).

Заред (рост, зелень) (Чис 21.12; Вт 2.13,14)—поток и долина южнее реки Арнон, место одной из последних стоянок израильтян (в Ис 15.7 названа «река Аравийская»). (См. долины)

заступить (Чис 16.46,47; 25.13)—совершить заступничество, искупить вину, подставить самого себя.

Заттуй (Езд 2.8)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 200), среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в Езд 10.27; Неем 7.13; 10.14 назван Заффу).

заушать (Мф 26.67)—бить рукой по щеке, по голове.

Заффу (Езд 10.27; Неем 7.13; 10.14)—см. Заттуй.

Захарии пророка книга—38я книга Ветхого Завета и предпоследняя в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга делится на две хорошо различимые части: главы 1-8, написанные в 520-518 гг до РХ (Зах 1.1; 7.1), в которых в нескольких видениях Господь обращается к Своему народу, побуждая его дух к обращению на истинный путь, что привело к энергичному возобновлению работ по восстановлению храма в 520 г.; и главы 9-14, написанные, возможно, позже, в которых говорится о восстановлении народа Божия, судах над его противниками и наступлении дня Господня. (См. Захария,у)

Захария (Иегова помнит)—а) (4Ц 14.29; 15.8,11)—сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;

б) (4Ц 18.2; 2Пар 29.1)—отец (предок) Ави (Авии) (см. пункт «п» ниже);

в) (1Пар 5.7)—аналог. Беера,а;

г) (1Пар 9.21; 26.2,14)—аналог. Авда,б;

д) (1Пар 9.37)—аналог. Авдон,г (в 1Пар 8.31 назван Зехер);

е) (1Пар 15.18,20; 16.5)—аналог. Азария,а;

ж) (1Пар 15.24)—аналог. Амасай,в;

з) (1Пар 24.25)—левит из рода Каафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;

и) (1Пар 26.11)—левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;

к) (1Пар 27.21)—отец (предок) Иддо;

л) (2Пар 17.7)—один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;

м) (2Пар 20.14)—отец (предок) Иозиила;

н) (2Пар 21.2)—один из братьев Иорама, царя иудейского, убитых им;

о) (2Пар 24.20; Мф 23.35; Лк 11.51)—священник, сын Иодая, первосвященник (см.) при царе иудейском Иоасе, побитый камнями по его приказу (в Мф 23.35 назван сыном Варахииным);

п) (2Пар 26.5)—мудрый и благочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте «б» или «гг»);

р) (2Пар 29.13)—аналог. Азария,р;

с) (2Пар 34.12)—один из левитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;

т) (2Пар 35.8)—один из начальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см. Иодай,о);

у) (Езд 5.1; 6.14; Зах 1.1,7; 7.1)—сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо,г), один из малых пророков, современник пророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1.1 и Зах 1.1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9.13 Греции (Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда в связи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;

ф) (Езд 7.4)—аналог. Авиуд,б (в 1Пар 6.6,51 назван Зерахия);

х) (Езд 8.3)—аналог. Евед,б;

ц) (Езд 8.11)—аналог. Евед,б;

ч) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл (возможно, один из двух предыдущих);

ш) (Езд 10.26)—аналог. Авдий,г;

щ) (Неем 8.4)—один из глав народа или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;

э) (Неем 11.4)—аналог. Амария,ж;

ю) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж;

я) (Неем 11.12)—аналог. Амций,б;

аа) (Неем 12.16)—аналог. Адна,в;

бб) (Неем 12.35)—аналог. Азариил,д;

вв) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д (возможно, упомянутый в пункте «аа»);

гг) (Ис 8.2)—сын (потомок) Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт «п» выше);

дд) (Лк 1.5,12,18,21,59,67)—священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.

звание—в некоторых местах означает положение, состояние (см., например, 1Кор 7.20).

звезда, звезды—одно из величественнейших явлений славы и могущества Божия (Пс 8.4-5; 18.2; Ис 40.26). И Сам Господь назван в Писании «звездой светлой и утренней» (От 22.16), которая вела волхвов и которую за многие столетия до этого видел и Валаам (Чис 24.17). Силы тьмы иногда также называются звездами (Иуд 13; От 8.10-11) и эти звезды зачаровывали многих людей, стремившихся по ним определить свое будущее (Ис 47.13; Иер 27.9).

звездочки (Ис 3.18)—условный перевод. В других переводах: «головные повязки», «украшения» (см.).

звери, зверь—кроме обычного своего значения изображают: в Дан 7.3,5-7,11,12,17,19,23; 8.4; От 13—силу земных царств; в 1Кор 15.32—противников ап. Павла; в От 11.7; 17.3,7-8,11-13; 20.10—духов зла. (См. животные)

звероядина (Лев 22.8)—растерзанное зверем.

Зебудда (дарованная) (4Ц 23.36)—дочь Федаии из Румы, мать Иоакима, царя иудейского.

Зевадия (Иегова дал)—а) (1Пар 8.15)—аналог. Арад,б;

б) (1Пар 8.17)—один из сыновей (потомков) Елпаала из колена Вениаминова, глава одного из поколений, поселившихся в Иерусалиме;

в) (1Пар 12.7)—сын (потомок) Иерохама, один из воинов, пришедших к Давиду в Секелаг;

г) (1Пар 26.2)—левит, один из сыновей Мешелемии из рода Асафа, привратник;

д) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б;

е) (2Пар 19.11)—сын (потомок) Исмаила, князь из колена Иудина, судья при царе Иосафате по делам государственным;

ж) (Езд 8.8)—аналог. Евед.б;

з) (Езд 10.20)—аналог. Гедалия,б.

Зеведей (греческая форма еврейского имени Завдий или Зевадий—дар Иеговы) (Мф 4.21; 10.2; 20.20; 26.37; 27.56; Мк 1.19,20; 3.17; 10.35; Лк 5.10; Ин 21.2)—галилейский рыбак (как полагают, из Вифсаиды), отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна. Судя по наличию работников и по знакомству Иоанна с домом первосвященника, семья занимала высокое положение.

Зевей (резня) (Суд 8.5-7,10,12,15,18,21; Пс 82.12)—один из мадиамских царей, пораженных Гедеоном.

Зевина (Езд 10.43)—аналог. Бенаия,б.

Зевс (Деян 14.12,13)—главный среди богов древних греков (у римлян—Юпитер), считавшийся отцом богов и людей. Этому божеству Антиох Епифан хотел принудить поклоняться евреев, поставив ему жертвенник в иерусалимском храме.

Зевул (обитание, жительство) (Суд 9.28,30,36,38,41)—начальник города Сихем при Авимелехе.

Зелфа (капля, капание) (Быт 29.24; 30.9,10,12; 35.26; 37.2; 46.18)—служанка Лии, жены Иакова, мать Гада и Асира.

Земира (песня) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д.

землетрясение (3Ц 19.11,12; Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 24.7; Мк 13.8; Лк 21.11; Деян 16.26)—одно из грозных проявлений всемогущества Божия. Землетрясение, упомянутое пророками Амосом и Захарией (о котором сообщает и историк Иосиф Флавий), произошло в 749 до РХ и было так сильно, что углубило долину, бывшую между вершинами Елеонской горы.

земля—в еврейском тексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша, страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то есть составные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает все существующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), но в большинстве мест—это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия (см., например, Ис 51.16; Иол 2.1,21—ср. 1.2; 2.18). (См. народ)

земля горшечника (Мф 27.7,10)—см. Акелдама.

земля Хамова (Пс 104.23,27; 105.22)—Египет, населенный потомками Хама.

Зерах (заря, восход)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—один из сыновей (потомков) Рагуила, сына Исава, идумейский старейшина;

б) (Быт 36.33; 1Пар 1.44)—отец (предок) Иовава;

в) (1Пар 4.24)—см. Зара,б;

г) (1Пар 6.21,41)—аналог. Адаия,б.

Зерахия (Иегова явился, см. Азария)—а) (1Пар 6.6,51)—см. Захария,ф;

б) (Езд 8.4)—отец (предок) Эльегоеная.

Зерешь (золото) (Есф 5.10.14; 6.13)—жена Амана, по совету которой было приготовлено дерево для Мардохея.

зеркало (Иов 37.18; Иак 1.23; 2Кор 3.18)—в древности зеркалом служили полированные пластинки металла (обычно меди).

Зефам (1Пар 23.8; 26.22)—левит из рода Гирсона, один из глав поколений левитов—см. схему ниже (в 1Пар 6.20,42 назван Зимма). (См. левиты, сын)

 

                                          Гирсон                                   (как в 1Пар 23.8)

 


                                          Лаедан

 

                                          Иехиил, Зефам, Иоиль

 

                                                                         фактически

 

                                          Гирсон                                   (1Пар 15.7; 26.21-22)

 

                                          Лаедан

 

                                          Иахав (Иехиил)

 

                                          Зимма (Зефам), Иоиль

 


                                          Асаф                                                      (современник Давида)

 

Зефан (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар.

Зефар (Есф 1.10)—аналог. Авагфа.

Зехер (1Пар 8.31)—см. Захария,д.

Зив (волк) (Суд 7.25; 8.3; Пс 82.12)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.

зиждить (Деян 4.11)—основывать, строить, создавать.

Зиза (плодородие)—а) (1Пар 4.37)—сын (потомок) Шифия, один из князей колена Симеонова во дни Езекии;

б) (1Пар 23.10.11)—аналог. Берия,г;

в) (2Пар 11.20)—аналог. Аттай.

Зилот (греч. ревнитель) (Лк 6.15; Деян 1.13)—прозвище Апостола Симона, по-видимому, за его особую ревность или принадлежность в прошлом к секте зилотов (он же в Мф 10.4; Мк 3.18 назван Кананит, что имеет на еврейском языке то же значение). В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов—особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. К ним, возможно, принадлежали Галилеяне (см.) и судьи Стефана (Деян 6—7). (См. Симон,б)

Зимврия (антилопа) (Иер 25.25)—область, населенная, как полагают, потомками Зимрана (точное положение не известно).

Зимма (совет)—а) (1Пар 6.20,42)—см. Зефам;

б) (2Пар 29.12)—отец (предок) Иоаха.

Зимран (Быт 25.2; 1Пар 1.32)—один из сыновей Авраама от Хеттуры, родоначальник некоторых арабских племен. (См. Зимврия)

Зимри (антилопа)—а) (Чис 25.14)—сын (потомок) Салу, начальник в колене Симеоновом, открыто прелюбодействовавший с Хазвою (то есть поклонявшийся Фегору, см.) и за это убитый Финеесом. Он был, видимо, последний из тех (или один из последних), которые были исчислены у Синая и погибли во время странствования Израиля по пустыне;

б) (1Пар 2.6)—сын (потомок) Зары, сына Иуды, и отец Ахара (Ахана) (в 1Пар 2.7; 4.1 назван Харми, а в Нав 7.1,18—Хармий). (См. Махол)

Зина (дар Зевса) (Тит 3.13)—по-видимому, спутник Аполлоса в миссионерском труде. Возможно, он был из язычников (судя по имени); в таком случае название «законник» может означать, что он был римским юристом.

Зиф—а) (Нав 15.24)—аналог. Адада;

б) (Нав 15.55; 1Ц 23.14,15,24; 26.2; 1Пар 2.42; 2Пар 11.8)—город и пустыня (мест­ность) вокруг него на юго-восток от Хеврона, где Давид скрывался от Саула и где он, по-видимому, написал Пс 53 (эта пустыня является частью Иудейской пустыни); (См. пустыня)

в) (3Ц 6.1,37; 1Пар 4.37)—второй месяц священного еврейского календаря и восьмой—гражданского (соответствует маю). В этом месяце Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме; (См. месяцы)

г) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

Зифа (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

Зифеи (1Ц 23.19; 26.1; Пс 53.2)—жители города Зиф, дважды доносившие Саулу о местопребывании Давида и предлагавшие свои услуги для его выдачи.

Зихри (знаменитый)—а) (Исх 6.21)—один из сыновей Ицгара, сына Каафа, двоюродный брат Аарона и Моисея;

б) (1Пар 27.16)—отец (предок) Елиезера;

в) (2Пар 17.16)—отец (предок) Амасии;

г) (2Пар 23.1)—отец (предок) Елишафата;

д) (Неем 11.9)—отец (предок) Иоиля.

Зихрий (знаменитый)—а) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

б) (1Пар 8.23)—аналог. Авдон,в;

в) (1Пар 8.27)—аналог. Афалия,а;

г) (1Пар 9.15)—см. Завдий,г;

д) (1Пар 26.25)—левит, один из предков Шеломифа (см. Шеломиф,г);

е) (2Пар 28.7)—силач в войске ефремлян;

ж) (Неем 12.17)—аналог. Адна,в.

Зия (страх) (1Пар 5.13)—аналог. Евер,б.

зло—результат неправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богом и оно не существует изначально в мире (в творении) как нечто самостоятельное—оно творится человеком (Быт 8.21; Пр 11.27; 1Ин 5.19). Поэтому-то Писание и призывает человека отвращаться от зла и творить добро (Ам 5.14; Рим 12.9) и напоминает, что соблюдающий Божии заповеди не терпит зла (Ек 8.5). Зло—это как тень, которую создает непрозрачность человека к Божиему свету, а куда этот свет не попадает и тепло не проникает, возникает гниение и разложение (подобно как и в физическом мире). Бог сотворил человека способным избрать любой путь и путь непослушания для него не был закрыт (Быт 2.9). Человек был предупрежден, что его ждет в случае непослушания (Быт 2.16-17), однако, человек решил поступить по своему...

злочестие (Иер 4.14)—нечестие, беззаконие, богопротивность.

змей (змий), змея—ядовитое и коварное пресмыкающееся животное, особенно распространенное в жарких странах. Существует более 600 видов змей и многие из них очень ядовиты, поэтому все они страшны и для людей, и для животных. Диавол воспользовался хитростью этого животного (Быт 3.1), чтобы соблазнить Еву и поэтому он в Писании называется древним змием (От 12.9; 20.2). Мудрость змия достойна подражания только в сочетании с кротостью голубя (Мф 10.16). (См. Левиафан, сатана)

знамение—знак, видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета (Быт 9.12-13), чудо (Исх 4.8), небесное явление (Иер 10.2; Лк 21.11) (в Пс 73.4 должно быть «знамен»).

золото—известный с древнейших времен драгоценный металл, применявшийся для украшений и как эквивалент денег. Скиния и храм были внутри полностью отделаны и украшены золотом (Исх 25.11-18,24-31,38-39; 3Ц 6.20-22,28,30,32,35). Золото символизирует в Священном Писании высшую ценность, чистоту, силу и вечные качества (Ис 13.12; Плач 4.2). Золото было одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают, признание его истинным Царем.

Зоровавель (рожденный в Вавилоне) (1Пар 3.19; Езд 2.2; 3.2,8; 4.2,3; 5.2; Неем 7.7; 12.1,47; Агг 1.1,12,14; 2.4,21,23; Зах 4.6,7,9; Мф 1.12,13; Лк 3.27)—сын Салафиила (Федаии) из колена Иудина, потомок Давида. Зоровавель (персидское имя—Шешбацар, см.) был назначен царем Киром правителем Иудеи и вернулся в Иерусалим в 536 г. до РХ. Он начал работы по восстановлению храма и способствовал восстановлению богослужений. Эти работы пришлось вскоре приостановить, но при царе Дарии 1 Гистаспе восстановление храма было завершено (520-516 гг до РХ). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Зохелет (змей) (3Ц 1.9)—камень или скала у источника Рогель в Енномовой долине на юг от Иерусалима.

Зохеф (1Пар 4.20)—аналог. Бензохеф.

зрелище (Деян 19.29,31)—театр или публичное место собраний, устраивавшееся во всех крупных городах того времени.

Зузимы (Быт 14.5)—см. Замзумимы.

зуй (Лев 11.19; Вт 14.18)—нечистая по закону птица, водящаяся в болотах (в других переводах: «аиста, цапли...»).


 

Hosted by uCoz