У
убежища города—города, в которых мог укрыться невольный убийца (Исх 21.13). Моисею Бог повелел выделить шесть городов убежища (Чис 35.6,13-15) и ими стали: Бецер, Рамоф, Голан—на восток от Иордана (Вт 4.41-43; Нав 20.8) и Кедес, Сихем, Хеврон—на запад от Иордана (Вт 19.2-3; Нав 20.7). В 1Пар 6.57,67 перевод неточный—см. Библия.
убиение, убийство, умерщвление, умирание—отнятие, лишение каким-либо образом (а в случае обычной смерти—прекращение «естественным» путем) жизни человека—внешней жизни внешнего, видимого тела человека (ср. Мф 10.28). Первым умершим человеком на земле был Адам (Быт 2.17—и пусть здесь не смущает то, что произошло это через 930 лет!), первым убитым—его сын Авель (Быт 4.8). Затем Господь из-за крайнего развращения людей (Быт 6.5,7) уничтожил потопом все живое на земле, кроме находившихся в ковчеге с Ноем (Быт 7.22-23). После этого Господь поклялся больше не уничтожать всего живущего на земле (Быт 8.21-22), но люди, в силу вошедшего в них греха (Рим 5.12), продолжали и продолжают до сих пор во все увеличивающихся масштабах убивать друг друга, погибать при несчастных случаях и просто умирать.
В Священном Писании отмечены следующие случаи смерти (гибели, убийства, поражения) отдельных людей, групп людей, городов (после упомянутых выше):
Содом и Гоморра (Быт 19.25),
Сарра (Быт 23.2),
Авраам (Быт 25.8),
Измаил (Быт 25.17),
жители Сихема (Быт 34.25),
Девора (Быт 35.8),
Рахиль (Быт 35.19),
Исаак (Быт 35.29),
Ир (Быт 38.7),
Онан (Быт 38.10),
Иаков (Быт 49.33),
Иосиф (Быт 50.26),
все братья Иосифа (Исх 1.6),
египтянин (Исх 2.12),
царь египетский (Исх 2.23),
все, искавшие души Моисея (Исх 4.19),
все первенцы в Египте (Исх 12.29),
3000 (Исх 32.28),
Надав и Авиуд (Лев 10.2),
10 из разведчиков земли (Чис 14.37),
14700 (Чис 16.49),
Корей, Дафан, Авирон и 250 (Чис 16.33,35),
Мариамь (Чис 20.1),
Аарон (Чис 20.28),
24000 (Чис 25.9),
Зимри и Хазва (Чис 25.24),
Салпаад (Чис 27.3),
мадианитяне (Чис 31.7-8,17),
Моисей (Вт 34.5),
все взрослые, вышедшие из Египта (Нав 5.4),
36 израильтян (Нав 7.5),
Ахан с семьей (Нав 7.24-25),
жители Гая (Нав 8.22,25),
аморреи под Гаваоном (Нав 10.10-11),
5 царей (Нав 10.26),
Макед (Нав 10.28),
Ливна (Нав 10.30),
Лахис (Нав 10.32),
Газер (Нав 10.33),
Еглон (Нав 10.35),
Хеврон (Нав 10.37),
Давир (Нав 10.39),
вся земля от Кадес-Варни до Газы (Нав 10.40-41),
Хананеи (Нав 11.8),
Асор (Нав 11.10-11),
енакимы (Нав 11.21),
Сигон и Ог (Нав 12.6),
31 царь (Нав 12.9-24),
И.Навин (Нав 24.29),
10000 (Суд 1.4),
Адони-Везек (Суд 1.7),
Шешай, Ахиман, Фалмай (Суд 1.10),
Цефаф (Суд 1.17),
Гофониил (Суд 3.11),
Еглон (Суд 3.21),
10000 (Суд 3.29),
600 (Суд 3.31),
Аод (Суд 4.1),
весь народ Сисары (Суд 4.13,16),
Сисара (Суд 4.21),
Иавин (Суд 4.24),
Орив и Зив (Суд 7.25),
120000 (Суд 8.10),
стан (Суд 8.11),
Сокхоф (Суд 8.16),
Пенуэл (Суд 8.17),
братья Гедеона (Суд 8.18-19),
Зевей и Салман (Суд 8.21),
Гедеон (Суд 8.33),
70 братьев (Суд 9.5),
Сихем (Суд 9.45),
около 1000 (Суд 9.49),
Фола (Суд 10.2),
Иаир (Суд 10;5),
дочь Иеффая (Суд 11.39),
42000 (Суд 12.6),
Иеффай (Суд 12.7),
Есевон (Суд 12.10),
Елон (Суд 12.12),
Авдон (Суд 12.15-16),
30 (Суд 14.19),
1000 (Суд 15.15),
филистимляне в доме (Суд 16.26,30),
Самсон (Суд 16.30),
Лаис (Суд 18.27),
наложница (Суд 19.28),
22000 (Суд 20.21),
18000 (Суд 20.25),
до 30 человек (Суд 20.31),
25100 (Суд 20.35,44-46),
весь город (Суд 20.37,48),
Елимелех (Руф 1.3),
Махлон и Хилеон (Руф 1.5),
4000 (1Ц 4.2),
30000 (1Ц 4.10),
Офни и Финеес (1Ц 4.11),
Илий (1Ц 4.18),
жена Финееса (1Ц 4.20),
50070 (1Ц 6.19),
20 (1Ц 14.14),
Голиаф (1Ц 17.50),
85 священников в Номве (1Ц 22.18),
Номва (1Ц 22.19),
Самуил (1Ц 25.1),
жители южных земель (1Ц 27.9,11),
амаликитяне (1Ц 30.17),
сыновья Саула и оруженосец (1Ц 31,5),
множество народа (2Ц 1.4),
убивший Саула (2Ц 1.15),
24 юноши (2Ц 2.14-16),
Асаил (2Ц 2.23),
19 (2Ц 2.30),
360 (2Ц 2.31),
Авенир (2Ц 3.27),
Иевосфей (2Ц 4.7),
Рихав и Баана (2Ц 4.12),
Оза (2Ц 6.7),
22000 (2Ц 8.5),
Урия (2Ц 11.17),
дитя Давида (2Ц 12.18),
Амнон (2Ц 13.28-29),
2000 (2Ц 18.7),
Авессалом (2Ц 18.15),
Иесвий (2Ц 21.17),
Сафут (2Ц 21.18),
Голиаф Гефянин (2Ц 21.19),
шестипалый рефаим (2Ц 21.21),
800 (2Ц 23.8),
филистимляне (2Ц 23.10),
300 (2Ц 23.18),
видный египтянин (2Ц 23.21),
70000 (2Ц 24.15),
Давид (3Ц 2.10),
Адония (3Ц 2.25),
Иоав (3Ц 2.34),
Семей (3Ц 2.46),
сын женщины (3Ц 3.19),
хананеи в Газере (3Ц 9.16),
все мужского пола в Идумее (3Ц 11.15),
Авия (3Ц 14.1,17),
Иеровоам (3Ц 14.20),
Ровоам (3Ц 14.31),
Авия (3Ц 15.8),
Аса (3Ц 15.24),
Нават (3Ц 15.28),
весь дом Иеровоама (3Ц 15.29),
Вааса (3Ц 16.6),
Ила (3Ц 16.10),
весь дом Ваасы (3Ц 16.11),
Фамний (3Ц 16.22),
Амврий (3Ц 16.28),
Авирам и Сегуб (3Ц 16.34),
пророки Господни (3Ц 18.4,13),
450 и 400 (3Ц 18.9,40),
пророки (3Ц 19.14),
Навуфей (3Ц 21.13),
Ахав (3Ц 22.37),
Иосафат (3Ц 22.50),
два пятидесятка (4Ц 1.10,12),
Охозия (4Ц 1.17),
сын пророческий (4Ц 4.1),
сын Сонамитянки (4Ц 4.20),
сановник (4Ц 7.17),
Венадад (4Ц 8.15),
идумеи (4Ц 8.21),
Иорам (4Ц 8.24),
Иорам (4Ц 9.24),
Охозия (4Ц 9.27),
Иезавель (4Ц 9.33),
70 сыновей Ахава (4Ц 10.7),
оставшиеся из дома Ахава (4Ц 10.11),
42 брата Охозии (4Ц 10.13-14),
оставшиеся у Ахава в Самарии (4Ц 10.17),
все служители Ваала (4Ц 10.21,25),
Ииуй (4Ц 10.35),
Гофолия (4Ц 11.16),
Матфан (4Ц 11.18),
Иоас (4Ц 12.20),
Иоахаз (4Ц 13.9),
Иоас (4Ц 13.13),
Елисей (4Ц 13.14),
убийцы Иоаса (4Ц 14.5),
10000 (4Ц 14.7),
Амасия (4Ц 14.19),
Иеровоам (4Ц 14.29),
Азария (4Ц 15.7),
Захария (4Ц 15.10),
Селлум (4Ц 15.14),
Типсах (4Ц 15.16),
Менаим (4Ц 15.22),
Факия (4Ц 15.25),
Факей (4Ц 15.30),
Иоафам (4Ц 15.38),
Рецин (4Ц 16.9),
Ахаз (4Ц 16.20),
Сеннахирим (4Ц 19.37),
Езекия (4Ц 20.21),
Манассия (4Ц 21.18),
Аммон (4Ц 21.23),
убийцы Аммона (4Ц 21.24),
Иосия (4Ц 23.29),
Иоахаз (4Ц 23.34),
Иоаким (4Ц 24.6),
сыновья Седекии (4Ц 25.7),
67 (4Ц 25.19-21),
много Агарян (1Пар 5.22),
девять сыновей Ефрема (1Пар 7.20-21),
300 (1Пар 11.11),
40000 и Совак (1Пар 19.18),
500000 израильтян (2Пар 13.7),
ефиопляне (2Пар 14.13),
аммонитяне, моавитяне и жители горы Сеир (2Пар 20.22-24),
братья Иорама и князья (2Пар 21.4),
князья и сыновья братьев Охозии (2Пар 22.8),
все царское племя (2Пар 22.10),
Захария (2Пар 24.21; Мф 23.25),
пророки (Неем 9.26),
Аман (Есф 7.10),
неприятели иудеев (Есф 9.5),
500 (Есф 9.6),
10 сыновей Амана (Есф 9.10),
300 (Есф 9.15),
75000 (Есф 9.16),
слуги и дети Иова (Иов 1.15-19),
Иов (Иов 42.17),
народ (Ис 14.20),
Урия (Иер 26.23),
Анания (Иер 28.17),
Годолия, Иудеи и Халдеи (Иер 41.2-3),
70 пришедших (Иер 41.7),
все иерусалимляне (Плач 2.21-22),
все без знака (Иез 9.6),
много (Иез 11.6),
Фалтия (Иез 11.13),
те, которые бросали в печь (Дан 3.22),
Валтасар (Дан 5.30),
на пути (Ос 6.9),
юноши (Ам 4.10),
младенцы Вифлеема (Мф 2.16),
искавшие души Младенца (Мф 2.20),
Иоанн Креститель (Мф 14.10),
рабы (Мф 22.6),
пророки, мудрые и книжники (Мф 23.34),
Галилеяне (Лк 13.1),
восемнадцать (Лк 13.4),
Анания (Деян 5.5),
Сапфира (Деян 5.10),
Февда (Деян 5.36),
Иуда Галилеянин (Деян 5.37),
предвозвестившие (Деян 7.52),
Стефан (Деян 7.60),
Иаков (Деян 12.2),
Ирод (Деян 12.23),
многие святые (Деян 26.10),
пророки (Рим 11.3),
Антипа (От 2.13),
два свидетеля (От 11.7).
Все верующие умирают для греха, чтобы жить со Христом в Боге (Рим 6.2; 7.4; Кол 3.3).
В Писании упоминаются следующие люди, которые покончили с собой:
Авимелех (Суд 9.54),
Самсон (Суд 16.30),
Саул и его оруженосец (1Ц 31.4-5),
Ахитофел (2Ц 17.23),
Замврий (3Ц 16.18),
Иуда Искариот (Мф 27.5; Ин 17.21).
Есть такие, которые не видели смерти и были взяты на небо:
Енох (Быт 5.24),
Илия (4Ц 2.11),
некоторые (Мф 16.28),
Мелхиседек (Евр 7.3),
младенец (От 12.5),
и есть трое, которые живыми ушли в преисподнюю:
Корей, Дафан и Авирон (Чис 16.27-33).
Два свидетеля Божиих, после того, как они ожили, были взяты на небо (От 11.12).
Кровь всех убитых на земле найдена в Вавилоне, но не земном, а духовном (От 18.24, ср. Мф 23.35). В этом потоке смерти грешные люди убили и Самого Начальника жизни—Иисуса Христа (Деян 2.23; 10.39), но смерть не могла удержать Его, Он воскрес силою Божиею (Деян 3.15). И хотя были воскрешенные и до Него (см. воскресение), Он явился первенцем среди истинно воскресших, ибо Своей смертью и воскресением Он уничтожил саму смерть, дав жизнь (истинную и вечную!) всем верующим в Него (1Кор 15.20-23). Слава Ему вовек! (См. также смерть)
убиения долина (Иер 19.6)—то же, что Енномовых сыновей долина. (См. долины)
убийства долина (Иер 7.32)—то же, что предыдущая.
ублажать (Иов 29.11; Пс 48.19; 71.17; Пр 31.28; Ек 4.2; Лк 1.48; Иак 5.11)—почитать, восхвалять, считать блаженным.
увеща(ва)ть—убеждать, учить, наставлять (усовестивлять) (1Тим 1.5).
увясло (Иов 29.14; Ис 3.19; Иез 44.18)—накидка, покрывало на голову (в других местах—повязка, см.).
угольница (Исх 27.3; 38.3; Чис 4.14)—богослужебный сосуд, употреблявшийся, по-видимому, для переноски огня с жертвенника всесожжений на кадильный жертвенник. Возможно, она напоминала ложку (как на египетских памятниках) или кадильницу (см.).
угольные ворота (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10)—одни из ворот в северной части городской стены древнего Иерусалима. (См. ворота)
уд (Вт 25.11)—выступающий член тела вообще (как в Мф 5.3, старослав.), в данном случае—половой член.
уда (Иов 40.20; Ис 19.8; Ам 4.2; Авв 1.15; Мф 17.27)—удочка, приспособление для ловли рыбы, состоящее из удилища, лески и крючка.
удавленина (Деян 15.20,29; 21.25)—мясо удавленного животного (в котором сохранилась кровь, запрещенная законом к употреблению—Быт 9.4; Лев 3.17; 7.26; 17.10-14; 19.26; Вт 12.16,23; 15.23; 1Ц 14.33).
удел—слово имеет следующие значения:
• наследие Божие (Исх 19.5; Вт 4.20; 9.26,29; 32.9; 1Пет 2.9, ср. Ис 19.25);
• цель жизни, участь, вознаграждение (Чис 18.20-21; Нав 13.14,33; Иов 20.29; Пс 16.14; 118.57);
• наследственный надел земли, который был дан каждому колену израильского народа (Чис 26.53-56; 1Пар 16.18; Пс 104.11).
удод (Лев 11.19; Вт 14.18)—нечистая по закону птица с красивым оперением рыжего или сине-зеленого цвета с черными полосами, длинным клювом и большим хохолком на голове. Водится на открытых пространствах, питается насекомыми.
Уел (воля Божия) (Езд 10.34)—аналог. Адаия,е.
Уза (крепость, сила) (1Пар 6.29)—аналог. Ливни,б.
Узай (Неем 3.25)—отец (предок) Фалала.
Узал (блуждающий) (Быт 10.27; 1Пар 1.21; Иез 27.19)—аналог. Алмодад.
Узза (крепость, сила)—а) (4Ц 21.18,26)—владелец или хранитель сада при царском доме;
б) (1Пар 8.7)—аналог. Ахихуд;
в) (Езд 2.49; Неем 7.51)—аналог. Аккув,в.
Уззен-Шеера (1Пар 7.24)—город в уделе Ефремовом, построенный или основанный Шеерой.
Уззиел (сила Божия) (2Пар 29.14)—аналог. Азария,р.
Уззиил (сила Божия)—а) (1Пар 7.7)—аналог. Ецбон;
б) (1Пар 15.10)—см. Озиил,а;
в) (Неем 3.8)—сын (потомок) Харгани, чинивший стену Иерусалима.
Уззий (моя сила)—а) (1Пар 6.51; Езд 7.4)—см. Озия,б;
б) (1Пар 7.2,3)—аналог. Иахмай;
в) (1Пар 7.7)—аналог. Ецбон;
г) (1Пар 9.8)—аналог. Михрий;
д) (Неем 11.22)—аналог. Авда,б;
е) (Неем 12.19)—аналог. Адна,в;
ж) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д.
Уззия (сила Иеговы)—а) (1Пар 11.44)—Аштерофянин, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);
б) (1Пар 27.25)—отец (предок) Ионафана;
в) (Езд 10.21)—аналог. Гедалия,б;
г) (Неем 11.4)—аналог. Амария,ж.
Узиил (сила Божия)—а) (Исх 6.18,22; Лев 10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18)—см. Озиил,а;
б) (1Пар 4.42)—аналог. Неария,б.
Узия (сила Иеговы) (1Пар 6.24)—левит из рода Ицгара. (См. Уриил,а)
Укал (Пр 30.1)—см. Ифиил,б.
украшения—о них упоминается в следующих местах:
Быт 24.22,47 (серьги, запястья),
Быт 35.4 (серьги),
Быт 38.18 (печать, перевязь),
Быт 41.42 (перстень, золотая цепь),
Исх 3.22; 11.2 (нарядные вещи из серебра и золота),
Исх 32.2-3 (серьги),
Исх 33.4-6 (украшения),
Исх 35.22 (кольца, серьги, перстни, привески),
Чис 31.50 (цепочки, запястья, перстни, серьги, привески),
Суд 8.25-26 (серьги, пряжки, пуговицы, одежды, цепочки),
1Ц 1.10 (венец, запястье),
Песн 1.9-10 (подвески, ожерелья),
Ис 3.18-22 (цепочки, звездочки, серьги, ожерелья, опахала, увясла, запястья, пояса, сосуды с духами, привески, перстни, кольца для носа, платки, кошельки, епанчи, повязки, покрывала),
Ис 61.3 (украшение),
Иез 16.10-13 (узорчатое платье, сафьяновые сандалии, виссоновое опоясание, шелковое покрывало, наряды, запястья, ожерелья, кольцо на нос, серьги, венец, золото и серебро),
Дан 5.16,29 (багряница, золотая цепь),
Лк 15.22 (перстень),
1Тим 2.9 (золото, жемчуг, дорогая одежда).
уксус—так названа некая разновидность вина (Чис 6.3; Руф 2.14), кислого на вкус (Пр 10.26; 25.20). Это же вино, служившее, по-видимому, прохладительным напитком у римских воинов (Ин 19.29), дали страдающему Иисусу (Мф 27.48). Этот же «уксус», смешанный с желчью (со смирною) (Мф 27.34; Мк 15.23), давали распятым для одурманивания и снижения чувствительности к страданиям.
Улай (Дан 8.2,16)—как полагают, один из каналов в Персии неподалеку от Суз, но возможно, река Карун, впадающая в Персидский залив.
Улам—а) (1Пар 7.16)—аналог. Рекем,г;
б) (1Пар 8.39-40)—аналог. Елифелет,г.
Улла (ярмо, обуза) (1Пар 7.39)—глава поколения в колене Асировом (возможно, то же, что Шуал, см.).
умиление (Зах 12.10; Деян 2.37)—возбуждение нежных чувств, милости, любви. Перевод в обоих случаях является неудачным. В оригинале в первом случае это слово имеет смысл «мольба», а во втором—«резкая боль в сердце».
умилостивление—склонение к милости, смягчение, возбуждение жалости и прощения (2Ц 21.14; 1Ин 2.2). То же значение имеет глагол «умилосердиться» (Вт 30.3; Мф 20.34).
Умма (Нав 19.30)—аналог. Аламелех.
умывальник, умывальница—сосуд (емкость) для священного (ритуального) омовения (Исх 30.18; Ин 13.5). При мытье воду брали из умывальницы и проливали на землю (Исх 40.30-31). У храма были установлены десять умывальниц почти на 1000л каждая для омывания жертвенного мяса (3Ц 7.37-39; 2Пар 4.6).
умышленно (Иез 45.20)—одна из вопиющих ошибок в русском переводе. Должно быть—неумышленно (ср. Лев 4.27; Чис 15.16,22,24,26-29,30; 35.15,22). (См. Библия, жертвоприношение)
Унний (угнетенный)—а) (1Пар 15.18,20)—аналог. Азазия,а;
б) (Неем 12.9)—левит, глава рода привратников, вернувшихся из плена с Зоровавелем.
упование—твердая надежда (Пс 64.6).
Ур (Быт 11.28,31; 15.7; Неем 9.7)—родина Авраама, значительный в древности халдейский город на западном берегу Евфрата недалеко от слияния его с Тигром. На его месте находятся ныне развалины Мугейр (Смоляной), среди которых обнаружены остатки нескольких храмов, дворцов, гробниц и множество глиняных табличек с письменами. Башня, похожая на Вавилонскую, которую раскопали в этом городе, была посвящена богу луны Сину и его супруге Нингал. Эта башня уже была при Аврааме и последнее упоминание о ней относится к 6 в. до РХ. Одним из известнейших царей Ура был Хаммураби. (См. Амрафел)
Ура (1Пар 11.35)—см. Ахасбай.
Урбан (Рим 16.9)—христианин в Риме, один из сотрудников ап. Павла, которого он просит приветствовать.
Уриил (Бог свет)—а) (1Пар 6.24)—левит из рода Ицгара, сын Тахава (возможно, он, Узия и Саул в 1Пар 6.36-37 пропущены между Тахафом и Цефанией, ср. Асир,б);
б) (1Пар 15.5,11)—аналог. Аминадав,г;
в) (2Пар 13.2)—отец (предок) Михаии. (См. Мааха,д)
Урий (огненный)—а) (Исх 31.2; 1Пар 2.20; 2Пар 1.5)—отец (предок) Веселиила (в Исх 35.30; 38.22 назван Урия);
б) (3Ц 4.19)—отец (предок) Гевера;
в) (Езд 10.24)—аналог. Елиезер,и.
урим (совершенство или утверждение) (Исх 28.30; Лев 8.8; Чис 27.21; Вт 33.8; 1Ц 28.6; Езд 2.63; Неем 7.65)—у толкователей нет определенного мнения о значении выражения «урим и туммим» (в двух местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово «урим» ). Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других (Исх 28.2-29,31-43), но сказано только об их «возложении» (Исх 28.30). Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий», поскольку слова «урим» и «туммим» на еврейском языке начинаются: первое—на первую букву алфавита (алеф), а второе—на последнюю (тау). Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия испрашивалась также и через посредство ефода (1Ц 23.9-12; 30.7-8). После Давида они более не упоминается.
Урия (свет Иеговы)—а) (Исх 35.30; 38.22)—см. Урий,а;
б) (2Ц 11.3,6-17,21,24,26; 12.9,10,15; 23.39; 3Ц 15.5; 1Пар 11.41; Мф 1.6)—Хеттеянин, муж Вирсавии, ставшей женой Давида, и один из его главных воинов;
в) (4Ц 16.10,11,15,16; Ис 8.2)—священник при Ахазе (по-видимому, первосвященник, см.);
г) (Езд 8.33)—отец (предок) Меремофа, священника;
д) (Неем 3.4)—отец (предок) Меремофа, чинившего стену Иерусалима (возможно, предыдущий);
е) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (возможно, предыдущий);
ж) (Иер 26.20,21,23)—сын (потомок) Шемаии, пророк.
уток (Лев 13.48-49,51-53,56-59)—нить, которой ткут ткань; поперечная к основе нить.
утро (Быт 1.5,8,13,19,23,31)—см. вечер.
утроба—это слово имеет следующие значения:
матка женщины (чрево), плодородие (Быт 25.23; 49.25),
желудок, обжорство (Иов 20.23; Тит 1.12),
вообще внутренность человека, весь человек со всеми своими свойствами, душа его (Иов 15.35; 32.19; Пс 7.10; 43.26; Иер 4.19; 11.20).
Уфаз (Иер 10.9; Дан 10.5)—неизвестное место добычи золота.
Уфай (помощник)—а) (1Пар 9.4)—см. Афаия;
б) (Езд 8.14)—аналог. Евед,б.
Уц (крепость, прочность)—а) (Быт 10.23; 1Пар 1.17; Иов 1.1; Иер 25.20; Плач 4.21)—один из сыновей Арама (Сима), родоначальник одного из племен арамеев и название земли на восток от Иордана, протянувшейся от Идумеи до Сирии. В этой земле жил Иов;
б) (Быт 22.21)—аналог. Вуз;
в) (Быт 36.28; 1Пар 2.42)—аналог. Аран,б.
ученики—последователи Христа, в дальнейшем также некоторые верующие в Него (Деян 9.25-26). В Ветхом Завете слово «ученик» встречается только дважды (1Пар 25.8; Ис 8.16). В Мал 2.12 это слово переведено как «отвечающий». В Деян 9.36 единственный раз упомянута ученица. Истинные ученики—см. Ин 8.31-32.
ученость—грамотность, умение писать, читать и связанные с этим умением знания. Определенная ученость и грамотность упоминаются уже в самом начале истории еврейского народа (Вт 6.9; 27.2-3,8). Моисей был научен всей мудрости египетской (Деян 7.22, ср. Вт 31.9,19,22,24). Посланные И.Навиным описали землю (Нав 18.4,9), а простой юноша из Сокхофа дал Гедеону список князей города (Суд 8.14). Письма писали Давид (2Ц 11.14), сирийский царь (4Ц 5.5-7), царь Тирский (2Пар 2.11), Илия (2Пар 21.12), Езекия (2Пар 30.1), Сеннахирим (2Пар 32.17), Иеремия (Иер 29.1), Шемаия (Иер 29.24-25) и др. (см., например, Неем 6.17). Есфирь и Мардохей, очевидно, свободно владели грамотой (Есф 4.8; 9.29). О чертежах упоминается в 4Ц 16.10 и 1Пар 28.11-12. Ученые были среди израильтян, возвратившихся из плена (Езд 8.16). Закон в некоторых местах предполагает умение писать и читать (Чис 5.23; 17.2,9; Вт 17.18). Евреи обучали детей грамоте дома и у специальных учителей путем изучения и выучивания наизусть книг Моисеева Пятикнижия и Псалмов. Можно с уверенностью предположить, что Иисус и Его ученики прошли в детстве такое же обучение (ср. Лк 2.40,46-47; Деян 1.20; 2.16-21,25-28,34-35). (См. также волхвы, Давир,а, книжник, писец, чернила)