Т
Табафа (Суд 7.23)—город недалеко от Авелмехолы (см.).
Таббаоф (кольца, перстни) (Езд 7.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в.
Табеел (Бог милостив) (Езд 4.7)—аналог. Бишлам.
Тавеил (Бог милостив) (Ис 7.6)—отец (предок) человека, которого хотели поставить царем в Иудее.
Тавера (горение) (Чис 11.3; Вт 9.22)—см. Киброт-Гаттаава.
Тавифа (серна) (Деян 9.36,40)—ученица, то есть христианка, из Иоппии, которую Господь воскресил через ап. Петра (в Деян 9.39 названа Серна).
Тавкегаф (ожидание, надежда) (2Пар 34.22)—отец (предок) Шаллума, отца пророчицы Олданы (в 4Ц 22.14 назван Тиква).
Тавримон (3Ц 15.18)—отец (предок) Венадада.
таинство (термин из обихода православной церкви, здесь не подходящий) (1Тим 3.9)—тайна, глубина, чистота (но не обряд или священнодействие).
тайна—значение этого слова Господь может открыть при чтении, например, следующих мест Священного Писания:
Быт 3.22; Вт 29.29;
3Ц 8.12;
Пс 24.14; 96.2; Пр 12.23; 25.2;
Ис 4.5; 6.9-10; 45.15; Дан 12.4,9-10; Мих 7.5;
Мф 13.11,44; Мк 4.34;
Рим 14.24; 1Кор 2.7; 4.1; 14.2; 2Кор 4.18; 12.4; Еф 1.8-9; 3.3-5,8-9; 5.32; 6.19; Кол 1.26-27; 2.2; 2Фес 2.7; 1Тим 3.16;
От 2.7; 10.4,7; 17.5,7.
тайники юга (Иов 9.9)—южные созвездия.
тайноведец (Дан 1.20; 2.2,10,27; 4.4; 5.11)—см. волхвы.
талант—денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх 38.25-26) (ср. 4Ц 5.23). В некоторых местах, очевидно, употребляется фигурально (2Ц 12.30; От 16.21). Это слово только благодаря притче Спасителя (Мф 25.14-30) приобрело современное значение—дар, способности. Раньше оно этого значения не имело. (См. вес, деньги)
талифа-куми (Мк 5.41)—повеление встать, сказанное по-арамейски (в оригинале: талифа-кум).
Талмон (1Пар 9.17; Езд 2.42; Неем 7.45; 11.19; 12.25)—левит, глава одного из поколений привратников, вернувшихся из плена с Зоровавелем, и несших службу у северных ворот храма (в Езд 10.24 назван Телем).
Тамара (пальма) (Иез 47.19; 48.28)—место (город) в южной части Палестины (положение не известно).
Танхумеф (утешение) (4Ц 25.23)—отец (предок) Сераии (в Иер 40.8 назван Фанасмеф).
Таппуах (яблоко)—а) (Нав 12.17)—один из царских городов Ханаанской земли, возможно, упомянутый ниже в пункте «в», но может быть, во всех трех местах имеется в виду один и тот же город;
б) (Нав 15.34)—аналог. Адифаим;
в) (Нав 16.8; 17.8)—земля и город на границе уделов Манассиина и Ефремова в районе потока Кане (в Нав 17.7 назван Ен-Таппуах); (См. пункт «а» выше)
г) (1Пар 2.43)—аналог. Корей,г.
Тарах (блуждание) (Чис 33.27,28)—аналог. Алуш.
Тарпелеи (Езд 4.9)—см. Апарсы.
Тарс (Деян 9.11,30; 11.25; 21.39; 22.3)—город в северо-восточной части Средиземноморского побережья, столица древней провинции Киликия. Тарс был расположен на реке Кидн (современная Тарсус) и славился своей ученостью и торговлей. Из этого города был родом ап. Павел и сюда он вернулся на некоторое время после обращения. Теперь от Тарса остались незначительные развалины.
Тартак (4Ц 17.31)—идол Аввийцев (больше ничего о нем не известно).
Тартан (4Ц 18.17; Ис 20.1)—высшее должностное лицо в ассирийском государстве, заменявшее царя в военном походе (это слово не является именем собственным). (См. имя, Рабсак, Рабсарис)
тать (Зах 5.4; 2Пет 3.10; 1Фес 5.2,4; От 3.3; 16.15)—вор, похититель, разбойник.
Тафафь (3Ц 4.11)—одна из дочерей Соломона.
Тафна (Иер 2.16)—см. Тафнис.
Тафнис (Иер 43.7-9; 44.1; 46.14; Иез 30.18)—древний египетский город в восточной части дельты Нила (ныне местечко Дефенне) (в Иер 2.16 назван Тафна).
Тахав (смирение, покорность) (1Пар 6.24)—аналог. Азария,з (в ст. 37 назван Тахаф).
Тахан (Чис 26.35)—один из сыновей Ефрема, сына Иосифа, глава поколения (в 1Пар 7.20-21 не упомянут; Фахаф?).
Тахаф (смирение, покорность)—а) (Чис 33.26,27)—аналог. Алуш;
б) (1Пар 6.37)—см. Тахав.
Тахаш (Быт 22.24)—аналог. Гахам.
Тахпенеса (3Ц 11.19-20)—жена фараона, царствовавшего в Египте во времена Соломона.
Тахтим-Ходжи (2Ц 24.6)—неизвестная местность в северо-восточной части владений Давида (на восток от Иордана).
тварь (неожиданное и малопонятное теперь слово) (Мк 16.15; Рим 8.19-22,39; 2Кор 5.17; Гал 6.15; Кол 1.15,23; Евр 4.13; От 8.9)—(все) творение (см).
твердь (Быт 2.6-8,14,15,17,20; Пс 18.2; 150.1; Дан 12.3)—видимое небо, небесный свод с видимыми на нем небесными телами и всеми небесными явлениями.
творение—процесс создания и всякого изменения, которые Господь совершает постоянно (Ин 5.17; От 4.11), а также сам результат этого процесса. Бог создал все видимое в мире из ничего (Евр 11.3), сотворил человека из земного праха и дал ему жизнь. Верующих во Христа, рожденных от Духа Святого, Священное Писание называет «новым творением» (2Кор 5.17; Гал 6.15; Еф 2.10). Люди во все века, вглядываясь в бесконечное многообразие природы, верили, что ничто не происходит без воли и участия Божия. Суммируя такие размышления ученых, немецкий математик и философ 17 в. Лейбниц пришел к заключению, что никакое движение вообще невозможно само по себе, без постоянного творческого акта Бога, то есть, что Бог все творит вновь в каждое следующее мгновение.
Тебеф (Есф 2.16)—десятый месяц священного еврейского календаря (четвертый—гражданского). Соответствует примерно январю. (См. месяцы)
Тевалия (1Пар 26.11)—аналог. Захария,и.
Тевах (Быт 22.24)—аналог. Гахам.
Тевец (Суд 9.50; 2Ц 11.21)—укрепленный город в уделе Ефремовом. Полагают, на его месте теперь находится селение Тубас на северо-восток от Наблуса (Сихема).
Тел-Авив (груда колосьев) (Иез 3.15)—некое место в Вавилонии, где жили переселенные евреи. (См. Ховар)
Телаим (ягнята) (1Ц 15.4)—город в Иудее, где Саул собрал свои войска перед войной с амаликитянами (положение не известно).
Телем—а) (Нав 15.24)—аналог. Адада;
б) (Езд 10.24)—см. Талмон.
телец—молодой бык. Самая лакомая животная пища (Быт 18.7; Лк 15.23) и одно из наиболее часто приносимых в жертву животных. Самые строгие союзы заключались с рассечением тельца (Иер 34.18). Золотые тельцы, сделанные Аароном (Исх 32.4) и Иеровоамом (3Ц 12.28), были копиями, по-видимому, египетских священных быков Аписа (в Мемфисе) или Мневиса (в Илиополе). (См. жертвоприношение)
телица—молодая (до отела) корова, обычно 2-3 лет. Употреблялась для особых жертв (Быт 15.9; Чис 19.2; Вт 21.3; 1Ц 16.2).
Телмелах (соляной холм) (Езд 2.59; Неем 7.61)—место в Вавилонии, из которого возвратились пленные, которые позже, однако, не смогли показать, что они от Израиля.
телохранителей ворота (4Ц 11.6,19)—неизвестные ворота в стенах древнего Иерусалима (возможно, во внутренних стенах или стенах храма). (См. ворота)
Тел-Харши (Езд 2.5)—аналог. Телмелах (в Неем 7.61 записано Телхарши).
Темничные ворота (Неем 12.39)—одни из ворот в восточной части внешней стены древнего Иерусалима. (См. ворота)
тенета (Иов 18.8; Ис 51.20; Иез 12.13; Рим 11.9)—паутина, сетка, тонкие нити. Во всех местах обозначает сети.
терафим (Суд 17.5; 18.14,17,20; 4Ц 23.24; Иез 21.21; Ос 3.4; Зах 10.2)—идол, имевший человеческую фигуру (1Ц 19.13,16) и почитавшийся домашним богом (Быт 31.19-35).
теревинф (Ис 6.13; Ос 4.13)—высокое и ветвистое дерево с вечнозелеными листьями, растущими пучками. Может достигать возраста в тысячу лет. В некоторых местах переведено как «дуб» (Быт 35.4; 2Ц 18.10; Ис 1.29-30). (См. дубрава)
терн—в еврейском тексте употребляется несколько слов для обозначения колючих сорных растений и кустарников и поэтому теперь их невозможно с точностью определить. Такие растения растут в Палестине везде и появляются особенно в большом количестве в засушливое время. Из них из-за их жесткости делали непроходимые изгороди (Пр 15.19; Ос 2.6; Мих 7.4) и жестокие орудия наказания (Суд 8.7,16). Терн, терние и волчцы являются в Библии символом испытаний, страданий, скудости, суеты (Быт 3.18; Пр 24.31; Ис 7.23-25; Иер 12.13; Ос 10.8; Мф 13.22). Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового куста (Исх 3.2; Деян 7.30) и из терновника же люди сделали венец для Иисуса (Мф 27.29; Мк 15.17; Ин 19.2). (См. волчцы, купина)
терние, терновник, терновый куст—то же, что терн (см.).
Тертий (Рим 16.11)—сотрудник ап. Павла в Коринфе, записавший (или переписавший) его Послание к Римлянам.
Тертулл (Деян 24.1-2)—нанятый иудейскими старейшинами ритор (см.).
тесло (Исх 20.25; 3Ц 6.7)—инструмент в виде зубила, топора или кирки.
тесть (Исх 18.1,2,5-8,12,14,15,17,24,27; Суд 1.16; 19.4,7,9; Ин 18.13)—отец жены.
тетка (Исх 6.20; Лев 18.14; 20.20)—сестра отца или матери, а также жена дяди (брата отца).
Техинна (милость) (1Пар 4.20)—один из сыновей (потомков) Ештона из колена Иудина, основатель или начальник города Нааса.
течение (2Тим 4.7)—в других переводах: курс, поприще (ср. Деян 20.24).
теща (Вт 27.23; Мф 8.14; Мк 1.30; Лк 4.38)—мать жены.
Тивериада (Ин 6.1,23)—город на западном берегу Геннисаретского озера, резиденция царя Ирода Антипы (см. Ирод,в), который основал (или обновил) его около 16 г. по РХ и назвал в честь императора Тиберия. Город большей своей частью располагался на месте древнего кладбища и поэтому считался долгое время евреями нечистым, но после разрушения Иерусалима в 70 г. он быстро заселился ими и даже стал одним из центров еврейской учености. Здесь был переписан Талмуд. Теперь это город Табарие.
Тивериадское море (Ин 21.1)—см. Галилейское море.
Тиверий (Лк 3.1)—Тиберий Клавдий Нерон, римский император, сменивший на троне Августа. При воцарении он был 55 лет и царствовал 23 года—с 14 г. до 37 г. по РХ. В пятнадцатом году его правления—то есть в 29 г. (или в 27 г., если учитывать два года его совместного правления с Августом) Иисус Христос выступил на открытое служение.
Тивхафа (1Пар 18.8)—см. Беф.
Тигр (Дан 10.4)—река, берущая начало в горах Армении и протекающая в той же огромной долине, что и Евфрат. Ограничивала с северо-востока Месопотамию. (См. рай, Хиддекель)
Тиква (4Ц 22.14)—см. Тавгекаф.
Тимон (Деян 6.5)—аналог. Никанор.
Тимофей (Деян 16.1; 17.14,15; 18.5; 19.22; 20.4; Рим 16.21; 1Кор 4.17; 16.10; 2Кор 1.1,19; Флп 1.1; 2.19; Кол 1.1; 1Фес 1.1; 3.2,6; 2Фес 1.1; 1Тим 1.2,18; 2Тим 1.2; Флм 1.1; Евр 13.23)—молодой сотрудник и верный помощник ап. Павла, сын грека и еврейки Евники, которая вместе с бабкой наставила его с юности в вере. Житель Листры, он наверное был свидетелем как проповеди ап. Павла в этом городе, так и дальнейших бурных событий (Деян 14.6-7,19-20; 2Тим 3.10-11). При втором посещении Листры ап. Павел, видя его верность, взял его с собой, после чего Тимофей уже не покидал его. Не очень крепкого здоровья (1Тим 5.23), но очень крепкий духом, самоотверженный и скромный, он до конца был с ап. Павлом, разделив с ним заключение и в Кесарии, и в Риме, куда он пришел из Ефеса по просьбе ап. Павла (2Тим 4.9), пренебрегши смертельной опасностью, грозившей каждому христианину, появлявшемуся в Риме, особенно в этот последний год правления Нерона. В 1Фес 2.7 назван Апостолом (ср. 1Фес 1.1).
Тимофею, 1 и 2 Послания ап. Павла—22я и 23я книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла его ближайшему сотруднику и духовному сыну. Написаны они были, по всей вероятности, первое—из Македонии (после освобождения ап. Павла из первого заключения, то есть в 67 г.) и второе—из Рима (во время второго, последнего заключения, то есть в 68 г.). Тимофей в это время находился в Ефесе. Оба Послания, как и Послание к Титу называются пастырскими, потому что в них главным образом говорится о служении и ответственности христианского пастыря и наставника верующих.
тимпан (Быт 31.27; Исх 15.20; Суд 11.34; 1Ц 10.5; 18.6; 2Ц 6.5; Иов 21.12; Пс 67.26; 80.3; 149.3; 150.4; Ис 5.12; 24.8; 30.32; Иер 31.4)—древний ударный музыкальный инструмент, напоминающий бубен с колокольчиками (тамбурин). (См. музыка)
тиншемет (значение слова не известно) (Лев 11.30)—неопределенное животное (в других переводах ящерица, крот).
Типсах (переход)—а) (3Ц 4.24)—древний город Тапсакус на западном берегу Евфрата, у которого была удобная переправа через реку;
б) (4Ц 15.16)—неизвестный город или место, жестоко пораженное Менаимом.
Тир (скала)—древний (Ис 23.7) и наиболее известный финикийский город на берегу Средиземного моря южнее Сидона. В Нав 19.29 он упоминается как пограничный город удела Асирова, но израильтяне им так и не овладели.
Богатство, величие и гордость Тира были неописуемы (Иез 27—28). Достаточно вспомнить, что финикияне в пору расцвета своего царства торговали почти со всем известным тогда миром; они изобрели алфавит, стекло, были искусными строителями (см. Финикия). Тир был также хорошо укрепленной крепостью, так как располагался в основном на острове в полукилометре от берега. Он выдержал многие осады, в том числе пятилетнюю Салманассара в 8 в. до РХ и тринадцатилетнюю Навуходоносора в 6 в. до РХ. Но в 332 г. до РХ Александр Великий захватил его после недолгой осады буквально снеся всю материковую часть города и сделав из нее плотину к острову, которая сохранилась до сих пор. Город на острове был сожжен и разрушен, жители уничтожены или проданы в рабство. Город никогда не восстановил своего прежнего величия. Напротив, он постепенно пришел в полный упадок. Так исполнилось пророчество о нем, высказанное еще в 6 в. до РХ (Иез 26.12,14). Господь во время Своего земного служения ходил в Тир (в окрестные с ним земли) и к Нему многие приходили из тех мест. (См. пророчество, народы древней Палестины, Сидон)
Тиранн (Деян 19.9)—житель Ефеса и, возможно, какой-то учитель, содержавший училище. Он дал приют ап. Павлу и позволил ему проповедовать в своем училище ежедневно в течение почти двух лет (ст. 10).
Тиргак (4Ц 19.9; Ис 37.9)—царь ефиопский, современник Езекии (по историческим памятникам—царь египетский Тиргака, третий в 25ой династии, правивший с 691 г. до 663 г. до РХ).
Тирейцы (1Пар 2.55)—см. Соферийцы.
Тиршафа (правитель) (Езд 2.63; Неем 7.65,70; 8.9; 10.1)—персидский титул областеначальника или сатрапа. Этот титул был дан Неемии. (См. сатрап)
Тит (2Кор 2.13; 7.6,13,14; 8.6,16,23; 12.18; Гал 2.1,3; 2Тим 4.10; Тит 1.4)—грек по национальности, обращенный через проповедь ап. Павла и ставший его сотрудником. Много потрудился в коринфской общине верующих и на Крите.
Титу, Послание ап. Павла—24я книга Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла одному из его верных и умелых помощников. Это Послание, как и Послания к Тимофею (см.), называется пастырским, поскольку содержит множество ценнейших указаний об устройстве и жизни церквей. Написано было оно, по-видимому, одновременно с 1 Посланием к Тимофею, то есть около 67 г.
Тихик (Деян 20.4; Еф 6.21; Кол 4.7; 2Тим 4.12; Тит 3.12)—христианин из Малой Азии, сопровождавший ап. Павла в его третьем миссионерском путешествии и сделавшийся впоследствии его сотрудником.
тмин (Ис 28.25,27; Мф 23.23)—травянистое растение из семейства зонтичных, семена которого употребляются как ароматическая приправа.
Тоах (1Пар 6.34)—см. Нахаф,б.
Тов (добрый) (Суд 11.3,5)—см. Истов.
Тов-Адония (благ Иегова—мой Господь) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б.
Товия (Иегова благ)—а) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б;
б) (Езд 2.60; Неем 7.62)—аналог. Делаия,г;
в) (Неем 2.10,19; 4.3,7; 6.1,12,14,19; 13.4,7,8)—аммонитянин, сильно противившийся восстановлению храма, но позже сделавшийся родственником первосвященника;
г) (Зах 6.10,14)—аналог. Иедай.
то и то пусть сделает Бог...—распространенная в древности форма заклинания (клятвы) (см. например, 1Ц 3.17; 2Ц 3.9,35), в которой высшим судьей призывался Бог (ср. 1Ц 14.24).
тонким голосом (1Пар 15.20)—см. Аламоф.
топаз (Исх 28.17; 39.10; Иов 28.19; Иез 28.13; Дан 10.6; От 21.20)—драгоценный камень с ярким блеском, прозрачный, белый или светло-желтого (светло-зеленого) цвета.
торгующие (Мф 25.27)—см. меновщик.
Тофел (известь) (Вт 1.1)—возможно, нынешнее местечко Тафиле юго-восточнее Мертвого моря. (См. Асироф)
Тофет (4Ц 23.10; Ис 30.33; Иер 7.31,32; 19.6,11-14)—см. Енномовых сыновей долина.
Тоху (1Ц 1.1)—см. Нахаф,б.
точило (от источать, точить—течь)—резервуар, высекавшийся обычно в скале, в котором топтанием ногами из винограда выжимался сок. Такие «прессы» для получения вина строились по всей Палестине и остатки их еще встречаются доныне. Точило состояло обычно из двух емкостей (корыт)—верхнего, размером 1,5-2,5м в поперечнике, глубиной 30-40см, и нижнего, в которое собирался сок, размером около 1м в поперечнике и такой же глубины. Соединялись они отверстием или узким каналом.
традиция—см. предание.
трапеза—общий стол (общая еда). Но в некоторых местах это слово означает только стол (жертвенник), на котором приносились жертвы (Иез 41.22; 44.16; Мал 1.7,12), или место общения (1Кор 10.21).
Трахонитская область (каменистая страна) (Лк 3.1)—область на юг от Дамаска, изобиловавшая пещерами и разбойниками, отданная Филиппу с условием, что он усмирит грабежи и разбой.
третий вход (Иер 38.14)—одни из ворот (или один из входов) на территорию первого храма. Положение не известно.
третья Эгла (Егла) (третий или трехлетний теленок) (Ис 15.5; Иер 48.34)—город или местность в земле моавитской (положение не известно и в оригинале не ясно значение всего выражения).
три (третий)—количество сынов Ноя (Быт 6.10),
возраст жертв (Быт 15.9),
число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх 2.2; Деян 7.20; Евр 11.23),
количество дней пути (Исх 3.18),
род, до которого Господь наказывает (Исх 20.5; Чис 14.18; Вт 5.9),
число необходимых вещей для женщины (Исх 21.10-11),
число главных праздников в году (Исх 23.14,17; 34.23; Вт 16.16; 3Ц 9.25; 2Пар 8.13),
число ветвей светильника с одной стороны (Исх 25.32),
число тысяч павших (Исх 32.28),
число завес (Исх 40.3,5,8),
число лет собирания урожая (Лев 19.23),
число благословений (Чис 6.24-26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Чис 22.28),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Вт 4.41; 19.2-3),
год отделения десятин левиту (Вт 14.28),
максимальное число свидетелей (Вт 17.6),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Вт 23.8),
число тысяч народа (Нав 7.4; Суд 15.11; 16.27; 1Ц 13.1; 24.3; 26.2),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Ц 3.8),
число людей, козлят и хлебов (1Ц 10.3),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Ц 17.13),
число поклонов (1Ц 20.41),
число тысяч овец (1Ц 25.2),
число погибших сыновей Саула (1Ц 31.6),
число сыновей Авессалома (2Ц 14.27),
число лет голода (2Ц 21.2),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Ц 23.8,13),
число наказаний (2Ц 24.12-13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3Ц 2.39),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Ц 6.2-3,16-17),
число рядов (3Ц 6.36; 7.3,4; Езд 6.4),
число волов на каждой стороне (3Ц 7.25),
время плавания (3Ц 10.22),
число распростертий (3Ц 17.21),
число повторений (3Ц 18.34),
число пятидесятков (4Ц 1.13),
число царей (4Ц 3.10),
число ударов (4Ц 13.18),
время осады (4Ц 17.5; 18.10),
время кратких царствований (4Ц 23.31; 24.1,8),
числа дочерей (1Пар 25.5; Иов 1.2),
число отрядов (Иов 1.17),
число друзей Иова (Иов 2.11),
место Израиля (Ис 19.24),
число лет пророчествования (Ис 20.3),
время воспитания (Дан 1.5),
количество молитв (Дан 6.10,13; 10.2,3),
время пребывания Ионы в ките (Ион 2.1),
число искушений (тела, ума, духа) (Мф 4.1-10; 1Ин 2.16; ср. Быт 3.6),
время пребывания Господа «в сердце земли» (Мф 12.40),
количество мер муки (Мф 13.33),
время пребывания народа с Иисусом (Мф 15.32),
день воскресения (Мф 16.21; 20.19; Мк 8.31; 9.31; 10.34; Лк 9.22; 18.33; 24.7,46; 1Кор 15.4),
число ближайших учеников Христа (Мф 17.1; 26.37),
число кущ (Мф 17.4),
число отречений Петра (Мф 26.34,75),
число молитв (Мф 26.44),
время созидания храма (Мф 26.61; 27.40; Мк 14.58; 15.29; Ин 2.19),
час распятия Христа (Мк 15.25),
продолжительность тьмы на земле (Мк 15.33),
время поисков Иисуса-отрока (Лк 2.46),
число бесплодных лет (Лк 13.7),
число дней делания дел Христа (Лк 13.32-33),
число посланных слуг (Лк 20.12),
число повторений (Ин 21.17),
число тысяч присоединившихся (Деян 2.41),
время слепоты Савла (Деян 9.9),
число посланных (Деян 10.7,19),
количество повторений видения (Деян 10.16),
время проповеди (Деян 19.8),
время (Деян 20.3,31; 28.7),
этаж, с которого упал Евтих (Деян 20.9),
небо восхищения ап. Павла (2Кор 12.2),
число молитв (2Кор 12.8),
количество частей (От 16.19).
Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Пр 30.15,18,21,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6; 4.4,7; Зах 11.8; Мф 13.33; Лк 11.5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное—конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мк 12.29.32; Ин 17.3; Иак 2.19; Иуд 25; Рим 14.26; 1Тим 1.17; 2.5; Евр 2.11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Ин 5.7, ср. Ис 48.16; Мф 3.16-17; 28.19; Ин 14.16; Деян 1.7-8; 1Пет 1.2; 1Кор 6.11; 12.4-6; Гал 4.6; Еф 1.17; 2.18; От 1.4-5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле—лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне (см.) Божием Иисусе Христе (Ин 1.18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор 15.28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр 13,8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1Фес 5.23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог—человек—мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам)—наша Библия (данный перевод на конкретный язык)—наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым—истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно—как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила—закон—благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание—осознание—отдача). И вновь—все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта—пустыня—вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение—страдание—соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф 2.6) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления—Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас—Он придет в конце веков за нами (Евр 9.26,24,28). Бог в Мф 22.32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например, Чис 6.24-26; 3Ц 19.17; Пс 113.17-19; 117.2-4; Пр 21.21; Ис 6.3; 33.22; Иер 7.4; 22.29; Иез 21.27; Мф 23.23; Лк 17.26-30; Ин 14.6; Рим 11.36. 1Кор 12.4-6; 13.1-3; Флп 2.10; От 3.5,8,12,18; 4.5,8; 5.3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.
три гостиницы (Деян 28.15)—место на Аппиевой дороге (см.) примерно в 53 км от Рима.
тридцать—возраст Иосифа, когда он начал службу у фараона (Быт 41.46),
цена раба (Исх 21.32),
оценка женщины (Лев 27.4),
возраст левитов, вступающих в службу (Чис 4.3,23,30,35,43,47; 1Пар 23.3; в Чис 8.24—от 25 лет, а в 1Пар 23.24,27—от 20),
число сыновей Иаира (Суд 10.4),
число сыновей и дочерей Есевона (суд 12.9),
число внуков Авдона (Суд 12.14),
число брачных друзей Самсона (Суд 14.11-13,19),
число главных воинов Давида (см.),
высота храма и дворца Соломона (3Ц 6.2; 7.2),
плата (Зах 11.12,13; Мф 26.15; 27.3,9),
возраст Иисуса в начале Его земного служения (Лк 3.23).
тридцать тысяч—счет войска, павшего в бою, и рабочих (Нав 8.3; 1Ц 4.10; 11.8; 13.5; 2Ц 6.1; 3Ц 5.13).
По-видимому, число 30 в некоторых местах не имеет буквального значения (ср. Суд 20.31; 1Ц 9.22). (См. воины Давида)
триста—возраст Еноха (Быт 5.22),
длина ковчега (Быт 6.15),
дар Иосифа Вениамину (Быт 45.22),
войско Гедеона (Суд 7.6; 8.4),
срок жизни израильтян в Есевоне (Суд 11.26),
число лисиц, пойманных Самсоном (Суд 15.4),
число тысяч войска (1Ц 11.8; 2Пар 14.8; 17.14; 25.5),
вес копья (2Ц 21.16),
число пораженных (2Ц 23.18; Есф 9.15),
число щитов (3Ц 10.17; 2Пар 9.16),
число наложниц Соломона (3Ц 11.3),
число колесниц (2Пар 14.9),
количество жертв (2Пар 35.8),
цена миро (Ин 12.5).
Трифена (Рим 16.12)—христианка в Риме, труженица о Господе, которую приветствует ап. Павел.
Трифоса (Рим 16.12)—аналог. Трифена.
Троада (Деян 16.8,11; 20.5,6; 2Кор 2.12; 2Тим 4.13)—город в северо-западном углу Малоазиатского полуострова, основанный Антиохом, одним из военачальников Александра Великого, неподалеку от места древней Трои. Троаду ап. Павел проходил дважды и отсюда он отправился впервые в Европу. На месте развалин города теперь находится селение Эски-Стамбул.
Трогиллия (Деян 20.15)—город и мыс южнее Ефеса напротив острова Самос. Упоминание об этом месте в ранних манускриптах отсутствует.
трон—см. престол.
тростник благовонный (трость благовонная) (Исх 30.23; Ис 43.24; Иер 6.20; Иез 27.19)—см. аир.
трость—тростник, травянистое растение с трубчатой оболочкой и мясистой сердцевиной (Ис 42.3; Мф 11.7; 12.20), обильно растущее в низких местах у воды. Слово «трость» в Библии также употребляется для обозначения: посоха (4Ц 18.21; Ис 36.6), палки (Мих 5.1; Мф 27.30,48), палочки писца (Суд 5.14; Пс 44.2; Иер 8.8; 3Ин 13), жезла (Быт 38.18,25; Мф 27.29), символа могущества и силы вообще (Пр 22.8; Ис 3.1; 9.4,14; 10.24; 19.15), а также меры длины, равной примерно 3м (Иез 40.3,5-8; 42.16-20; 45.1-3,5; От 11.1; 21.15,16). (См. меры, папировые суда)
Трофим (Деян 20.4; 21.29; 2Тим 4.20)—христианин из Ефеса, сопровождавший ап. Павла в его миссионерских путешествиях.
трубного звука день (Чис 29.1)—см. праздник труб.
труб праздник (Лев 23.24)—см. праздник труб.
трупов и пепла долина (Иер 31.40)—см. Енномовых сыновей долина.
Тубала (Ис 66.19)—см. Фувал.
Тувалкаин (кузнец, делатель копий) (Быт 4.22)—один из сыновей Ламеха, родоначальник кузнецов.
тук—жир животных (Лев 3.4,17), масло маслины (Суд 9.9), а также в общем—тучность, плодородие, изобилие (Быт 27.28; Пс 35.9; Пр 21.17). Во 2Ц 1.22 это слово означает «тело» (пораженное).
туммим (свет или отрицание) (Исх 28.30; Лев 8.8; Вт 33.8; Езд 2.63; Неем 7.65)—см. урим.
тутовое дерево (2Ц 5.23-24; 1Пар 14.14-15)—шелковица, дерево с плотной, круглой кроной, листья которого употребляются для откармливания шелковичного червя. Может быть также это бальзамовое дерево, которое встречается в большинстве переводов. В еврейском тексте слово «бака», означающее «плачущий», соединенное с названием этого дерева, встречается также в Пс 83.7.
тушканчик (Лев 11.5; Вт 14.7)—мелкое млекопитающее из отряда грызунов, имеющее более длинные задние лапы, на которых в основном и передвигается. Обитает на открытых пространствах. Но в оригинале значение слова не ясно. В других переводах—барсук, горная мышь, кролик. То же слово в Пс 103.18 переведено «заяц», а в Пр 30.26—«горная мышь».
ты говоришь, ты сказал (Мф 26.64; 27.11; Мк 15.2; Лк 22.70; 23.3; Ин 18.27)—ответ, подтверждающий предположение, высказанное в вопросе. Эта форма ответа использовалась только Иисусом и только во время суда над Ним.
тысяча—обширность Божией милости (Исх 20.6; 34.7; Вт 5.10; 7.9; 1Пар 16.15; Пс 104.8),
число погибших в башне (Суд 9.49),
число убитых Самсоном (Суд 15.15,16),
число жертв (3Ц 3.4; 1Пар 29.21; 2Пар 30.24),
число пленных (4Ц 24.16),
число вождей (1Пар 12.34),
число трофеев (1Пар 18.4),
плата (1Пар 19.6),
число блюд, сосудов (Езд 1.9-10),
достаток Иова (Иов 42.12),
число гор (Пс 49.10),
соотношение времени (Пс 89.5; 2Пет 3.8),
соотношения для мужчин (Ек 7.28),
число наставников (1Кор 4.15),
время заключения диавола (От 20.2,3,7),
время царствования со Христом (От 20.4,6).
Как в вышеприведенных местах, так и во всех, по-видимому, остальных местах Священного Писания слово «тысяча» обозначает не конкретную величину, а просто огромное количество.
тысяча двести шестьдесят дней (От 11.3; 12.6)—равные в точности 42 месяцам (От 11.2; 13.5) или трем с половиной годам (Дан 9.27), символизируют, по-видимому, ограниченность во времени продолжения беззаконий. Некоторые толкователи склонны видеть здесь связь с периодом осквернения храма при Антиохе Епифане, длившимся также ровно 3,5 года (168-165 гг до РХ). (См. время)
тысяченачальник—самый старший начальник в народе израильском, глава племени, рода (ср. например, Чис 1.16 и 10.4). (См. суд)
тысячи Израилевы (Чис 1.16; 10.36; Вт 33.17; 1Ц 23.23; Мих 5.2)—колена или отдельные племена еврейского народа. Это же слово в 1Ц 10.19 переведено словом «племена». Позже города и местности, где жили отдельные племена (роды) и их начальники, стали также называться «тысячами» (ср. Мих 5.2 и Мф 2.6).
тьма (Лев 26.8; Чис 10.36; Вт 32.30; 33.2,17; Суд 20.10; Пс 3.7; 67.18; 143.13; Дан 7.10; Иуд 14; 1Кор 14.19; Евр 12.22; От 5.11; 9.16)—очень большое количество, или число, равное 10000 (см. Суд 20.10).