Л

Лабен (Пс 9.1)—в оригинале стоит: «по поводу мат лабен», что можно перевести как «на смерть сына».

Лаван (белый)—а) (Быт 24.29,32,50; 25.20; 28.2,5; 29.5,10,13-16,19,21,22,24-26,28,29; 30.25,27,31,34,36,40,42; 31.2,12,19,20,22,24-26,31,33,36,43,47-49,51,55; 32.4)—сын Вафуила, одного из сыновей Нахора, брата Авраама; арамеянин, то есть житель Месопотамии (города Харран, Быт 28.10); брат Ревекки, жены Исаака, и отец Лии и Рахили, жен Иакова;

б) (Вт 1.1)—по-видимому, одна из стоянок израильтян, возможно, Ливна (см. Ливна,а). (См. Асироф)

Лагад (подавленный) (1Пар 4.2)—аналог. Ахум.

ладан (Быт 37.25; 43.11; 1Пар 9.29; Неем 13.5,9; Ис 60.6; Иер 6.20; Мф 2.11; От 18.13)—то же, что ливан, ароматная смола (а также кусочки коры, содержащей эту смолу) светло-желтого цвета с острым пряным запахом и горькая на вкус, которая добывалась из особых деревьев, произраставших раньше и в Аравии, и в восточной Африке, а ныне оставшихся только в Индии, и высоко ценившаяся на востоке в древности. Является основной составной частью курений. Ладан был одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают, признание в Нем истинного Бога (во многих местах в оригинале стоит просто «курение»). (См. ароматы)

ладонь (Исх 25.25; 3Ц 7.26; 2Пар 4.5; Иез 40.43)—мера длины, равная примерно 8см. (См. меры)

Лаеда (порядок) (1Пар 4.21)—сын (потомок) Силома, сына Иудина, основатель или начальник Мареши.

Лаедан (упорядоченный)—а) (1Пар 7.26)—сын Фахана и отец Аммиуда (см. Аммиуд,а) из колена Ефремова;

б) (1Пар 23.7; 26.21)—один из сыновей Гирсона, сына Левия, глава поколения (в Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58; 1Пар 6.17 назван Ливни). (См. Елиасаф,б)

Лаел (посвященный или принадлежащий Богу) (Чис 3.24)—см. Елиасаф,б.

Лазарь (евр. Елиезар—Божья помощь)—а) (Лк 16.20,23-25)—нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы—лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);

б) (Ин 11.1,2,5,11,14,43; 12.1,2,9,10,17)—житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Ин 11.45), а первосвященники и фарисеи окончательно поло­жили убить Его (Ин 11.53), а также и Лазаря (Ин 12.10).

Лаис (сильный, льву подобный)—а) (Суд 18.7,14,27,29)—см. Дан,а (в Нав 19.47 назван Ласем);

б) (Ис 10.30)—город в уделе Вениаминовом близ Анафофа.

Лаиш (1Ц 25.44; 2Ц 3.15)—отец (предок) Фалтия из Галлима (находящегося, по-видимому, рядом с Лаисом, см. Лаис,б).

Лаккум (Нав 19.33)—пограничный город удела Неффалимова, по-видимому, в его северной части.

Ламех (завоеватель или буйный человек)—а) (Быт 4.18,19,23,24)—сын Мафусала из потомков Каина, имевший двух жен, что является первым случаем многоженства, упомянутым в Священном Писании; отец Иавала, родоначальника кочевых народов, Иувала, родоначальника всех музыкантов и Тувалкаина, родоначальника мастеровых;

б) (Быт 5.25,26,28,30,31; 1Пар 1.3; Лк 3.36)—сын Мафусала из потомков Сифа, отец Ноя, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

лампада—крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннее пространство. В Иез 1.13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан 5.5: «большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд ли ставилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.

ланита—щека.

лань (Вт 14.5; Иов 39.1; Пс 28.9; 41.2; Пр 5.19; Песн 2.7; Иер 14.5)—одна из пород оленей. Отличается грациозностью осанки и легкостью бега. Шерсть ланей имеет пятнистую окраску, рога у самцов широкие и плоские, самки—безрогие.

Лаодикия (Кол 2.1; 4.13,15,16; От 1.11; 3.14)—город в Малой Азии в провинции Фригия. Был расположен на восток от Ефеса по соседству с Колоссами. Некогда богатый и красивый город, он был назван греками Диосполис, но позже был переименован Антиохом 2 в честь его жены в Лаодикию. В 1 в. в нем была община верующих, которой Господь через ап. Иоанна послал строгие предупреждения. Теперь город лежит в развалинах.

Лапидоф (факел) (Суд 4.4)—муж пророчицы Деворы.

Ласем (Нав 19.47)—см. Лаис,а.

Ласея (Деян 27.8)—город на юге острова Крит, который был некогда расположен восточнее Хороших Пристаней и развалины которого были обнаружены в прошлом столетии.

Лахис (Нав 10.3,5,23,31-35; 12.11; 15.39; 4Ц 14.19; 18.14,17; 19.8; 2Пар 11.9; 25.27; 32.9; Неем 11.30; Ис 36.2; 37.8; Иер 34.7; Мих 1.13)—город в западной части удела Иудина, позже—один из укрепленных городов Иудеи. Около 700 г. до РХ Сеннахирим по пути в Египет осадил его, но не взял. Позже Навуходоносор разрушил его, но затем он был снова восстановлен. Теперь это едва приметные развалины рядом с местечком Ум-Лакис к северо-востоку от Газы.

Лахмас (Нав 15.40)—аналог. Адифаим.

Лахмий (1Пар 20.5)—см. Голиаф.

Лаша (щель, трещина) (Быт 10.19)—город на юго-восток от Мертвого моря в месте, славившемся теплыми минеральными источниками и известном во времена римского владычества как Каллироэ (ср. Быт 36.24).

Лебана (Езд 2.45)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.48 назван Левана).

лев—величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многих городов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт 49.9) и весь Израиль (Чис 24.9), Сам Господь Бог (Ис 31.4) и Иисус Христос (От 5.5). С другой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез 22.25), сам диавол (1Пет 5.8) и его служители (Пс 34.17). В Писании упомянуты три человека, убившие львов: Самсон (Суд 14.6), Давид (1Ц 17.36) и Ванея (2Ц 23.20).

Левана (Неем 7.48)—см. Лебана.

Леваоф (львицы) (Нав 15.32)—см. Беф-Леваоф.

левая сторона (Быт 14.15; Нав 19.27; 3Ц 7.39; 4Ц 23.8; 2Пар 23.10)—означает северную сторону, так как направление в древности определялось при расположении лицом к востоку. (См. также влево, налево, по левую сторону)

Леввей (Мф 10.3)—см. Иуда,л.

Левиафан (изгибающийся, извивающийся) (Иов 3.8; 40.20; Пс 73.14; 103.26; Ис 27.1)—огромное морское (водяное) чудовище, олицетворяющее собой все страшные земные силы, которые обозначаются в других местах также словами: бегемот, дракон, змей, крокодил (ср. Иез 32.2).

Левий (привязанность)—а) третий сын Иакова (Израиля) от Лии (Быт 29.34), родоначальник левитов (см.), колена Левиина (см. колена Израилевы). Жестокость Симеона и Левия в отношении Сихема (Быт 34) сильно смутила Израиля и он проклял ее. Его пророчество о них (Быт 49.7) скоро сбылось—удел Симеона был растворен в Иуде, а левиты рассеяны по всем коленам. Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари, явившихся родоначальниками отдельных племен левитов, и дочь Иохаведу, ставшую женой Амрама, сына Каафа, и родившую Аарона и Моисея (Исх 6.16,18,20). Левий умер в возрасте 137 лет;

б) (Мк 2.14; Лк 5.27,29)—сын Алфея, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мф 9.9 назван Матфей);

в) (Лк 3.24,29)—аналог. Авиуд,г (два).

Левит, книга—третья книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «И воззвал»). Книга посвящена описанию левитского служения, хотя слово «левиты» в ней встречается только однажды (Лев 25.32-33), а во всех остальных местах говорится о священниках. Основная тема книги—искупление, изложенное в описаниях жерт­воприношений, в освящении и очищении, которые являются «тенью будущих благ» (Евр 10.1), «ибо без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9.22). Жертвоприношения, как видно из Лев 1.2; 2.1; 3.1 были известны израильскому народу, но закон упорядочил их, подготавливая народ к восприятию грядущего Искупителя (Гал 3.24). Понимание изложенного в книге Левит делает возможным более ясное понимание Послания ап. Павла к Евреям.

левиты—строго говоря, это все потомки Левия, но Писание постоянно исключает из их числа священников и говорит: «священники и левиты» (и даже: «и сыны Левия»—Езд 8.15). Они одни оказались верными Моисею, Господними, когда возник первый бунт идолопоклонства в стане (Исх 32.26) и с того дня посвятили руки свои Господу (Исх 32.29). В дальнейшем были периоды, когда левитское служение почти полностью прекращалось—во времена судей и после разделения царств, но когда восставал благочестивый царь и возобновлялось богослужение в храме, они приходили на его призыв. Левиты были призваны на служение Богу взамен всех первенцев Израиля (Чис 3.5,9,11-13). Левиты были обязаны по закону служить от 20 (25 или 30) лет до 50 лет (Чис 4.3; 8.24-25; 1Пар 23.3,24,27; 2Пар 31.17; Езд 3.8), исполняя все работы в скинии, а затем—в храме. На них лежала также обязанность отправлять некоторые гражданские обязанности (1Пар 26.29,32; 2Пар 19.11) и учить народ (2Пар 17.8-9; 35.3а). В Писании упомянуты два исчисления левитов. Первое было сделано у Синая и в нем было исчислено 22000 левитов (Чис 3.15,39) (сумма по родам составляет 22300, Чис 3.22,28,34). Второе исчисление было сделано в конце путешествия по пустыне и в него вошло 23000 левитов (Чис 26.62,64). В обоих случаях исчислялись все потомки Левия мужского пола от одного месяца и выше. При этом во втором исчислении не оказалось ни одного из исчисленных в первом исчислении, следовательно, среди них не было ни одного старше 40 лет. Содержание левитов складывалось из десятин, приносимых народом от всякого труда, из которых они в свою очередь отделяли десятину в пользу священников (Чис 18.21,24,26-28). В Новом Завете о левитах упоминается только в следующих четырех местах: Лк 10.32; Ин 1.19; Деян 4.36; Евр 7.11. На приведенной схеме показаны основные потомки Левия, ставшие главами священнических и левитских поколений (см. также схемы к словам Елеазар и Ифамар и Приложение 8). (См. первосвященник, священник)

 

             Левий

 

             Гирсон,      Кааф,                                               Мерари                        главы родов

                                                                                                                              левитов

 

             Ливни        Амрам,                         Ицгар        Махли,      Муши        главы поко-

                                                                                                                              лений левитов

 

                                Аарон, Моисей

 

                                Елеазар,    Ифамар                                                              главы родов

                                                                                                                              священников

 

1Пар6.17,20-                                               1Пар 6.33-38               1Пар 6.44-47

21,39-43

                                  священники

 

 

                                                                     Самуил

 

 


             Асаф          Садок        Авиасаф    Еман                             Ефан          (время Давида)

 

Левона (ладан, фимиам) (Суд 21.19)—город в уделе Ефремовом севернее Силома (ныне селение Луббан).

Легавим (Быт 10.13; 1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник племен, населявших в древности территорию Египта и Ливии.

легион (Мф 26.53; Мк 5.9,15; Лк 8.30)—выражение великого множества, огромного количества. В римской армии легионом называлось очень большое по тем временам воинское соединение, в которое входило более 6000 пеших воинов и до 1000 конных. Для сравнения вспомним, что Александр Македонский вторгся в Малую Азию и начал победоносный поход по всем странам востока, имея армию всего в 30000 воинов.

Лемуил (посвященный Богу) (Пр 31.1,4)—значение слова в оригинале не ясно.

лен—был известен людям издревле и им всегда особенно славился Египет (Ис 19.9). Обнаруживаемые в саркофагах полотна из льна поражают тонкостью и высоким качеством выделки. Лен был известен издавна и в Палестине (Нав 2.6). Его утрата считалась большим бедствием (Ос 2.9). Из льняного полотна делалась одежда для священников (Лев 6.10) и простого народа (Лев 13.47). Белая, чистая льняная одежда является символом святости (От 15.6; 19.8,14). (См. виссон)

лепешка—самое простое хлебное изделие. В определенных случаях лепешки делались пресными (Лев 2.4), но могли быть и сдобными, то есть отличными от простого хлеба (3Ц 14.3; Ос 3.1).

лепта (Мк 12.42; Лк 21.2)—самая мелкая медная монета, равная 1/120 динария. (См. деньги)

летаа (Лев 11.30)—небольшая липкая и ядовитая ящерица.

Летушим (Быт 25.3)—аналог. Ашурим.

Леха—а) (челюсть) (Суд 15.9,14,19)—город или место в гористой (западной) части Иудеи (точное положение не известно);

б) (ссылка) (1Пар 4.21)—город или место в Иудее (возможно, предыдущее, хотя в оригинале имеет иное написание).

леший (Ис 34.14)—в большинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» может означать, как полагают, и «призрак». (См. также косматые)

Леюмим (Быт 25.3)—аналог. Ашурим.

лжеименное знание (1Тим 6.20)—в оригинале: «ложное знание».

лжепророк—выдающий себя за пророка и старающийся выглядеть и действовать как пророк (см.), либо действительно имеющий дар пророчества, но действующий по своей воле или расчету (как Валаам). Лжепророки могут явить и великие знамения, но их следует опасаться (Мф 7.15; 24.11,24).

лжесловесник (1Тим 4.2)—лжец.

лжехристы (Мф 24.24; Мк 13.22)—самозванцы, выдающие себя за Христа или Мессию. Это пророчество Господа скоро начало сбываться. Во 2 в. пришел Баркохба и поднял мятеж против римлян, выдавая себя за Мессию. Это стоило иудейскому народу более полумиллиона жизней, полного разрушения Иерусалима (см.) и даже его переименования. Затем появились и другие, перечень которых желающий может посмотреть в Библей­ском словаре Э.Нюстрема.

Либертинцы (Деян 6.9)—захваченные и порабощенные римлянами иудеи, которым позже была дарована свобода. Многие из них были переселены в Африку и другие страны, а часть вернулась в Иудею. Имели свою синагогу в Иерусалиме.

Ливан (белый)—горная страна на севере Палестины, состоящая из цепи гор, протянувшейся вдоль побережья Средиземного моря более, чем на 150 км (собственно Ливан), и другой цепи, параллельной первой (называемой Антиливан или Ермон), на восточной стороне которой расположен Дамаск. Между горными хребтами простирается Ливанская долина. С одного из склонов Ермона берет свое начало Иордан. Ливан в древности был покрыт кедровыми и кипарисовыми лесами, славился множеством диких зверей. Некоторые его вершины круглый год покрыты снегом. Ливан является северной границей обетованной земли.

ливан (Исх 30.34; Лев 2.1,2,16; 24.7; Чис 5.15; Иер 41.5)—см. ладан.

Ливанская долина (Нав 11.17; 12.7)—долина между горными хребтами Ливан и антиливан. (См. долины, Ливан)

Ливия (2Пар 12.3; 16.8; Иер 46.9; Иез 27.10; 30.5; 38.5; Дан 11.43; Наум 3.9; Деян 2.10)—страна на севере Африки западнее Египта (с главным городом Киринея). В древности словом Ливия часто обозначалась вся северная Африка, за исключением Египта. Название Ливия произошло, как полагают, от имени сына Мицраима Легавим, потомки которого населяли земли на севере Африки. (См. Пула, Фут, Хуб)

Ливна (белизна)—а) (Чис 33.20,21)- аналог. Алуш; (См. Лаван,б)

б) (Нав 10.29,31,32,39; 12.15; 15.42; 21.13; 4Ц 8.22; 19.8; 23.31; 24.18; 1Пар 6.57; 2Пар 21.10; Ис 37.9; Иер 52.1)—древней и хорошо укрепленный ханаанский город, взятый И.Навиным и отданный колену Иудину. Позже стал священническим городом. Расположен в западной, равнинной части Иудеи восточнее Азота.

Ливни (светлый, белый)—а) (Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58; 1Пар 6.17)—см. Лаедан,б;

б) (1Пар 6.29)—левит из рода Мерари, один из предков Асаии. (См. Кис,в)

Лидда (Езд 2.33; Деян 9.32,35,38)—город недалеко от Иоппии, называемый греками Диосполис, нынешнее селение Луд (в 1Пар 8.12; Неем 7.37; 11.35 назван Лод). Находится вне удела Вениаминова.

Лидия—а) (Иер 46.9; Иез 27.10; 30.5)—территория в Африке по соседству с Египтом, отождествляемая в некоторых местах с Ливией. Она была населена потомками Лудима, славящимися как хорошие воины. Не имеет ничего общего с Лидией в Малой Азии—богатым и могущественным царством, особенно во времена Креза, который был побежден Киром (в Ис 66.19 Лидия в Африке названа Луда);

б) (Деян 16.14,40)—уроженка Фиатир (в Лидии, Малая Азия), жительница Филипп. По-видимому, она когда-то обратилась в иудаизм, а затем, через проповедь ап. Павла, уверовала во Христа.

лик (Ис 52.14)—лицо, внешний вид.

Ликаония (Деян 14.6,11)—внутренняя провинция Малой Азии с главным городом Икония, населенная людьми со смешанным греко-сирийским диалектом.

лики (Исх 15.20; Суд 11.34; Пс 149.3; 150.4; Лк 15.25)—радостные восклицания и пляски (отсюда—ликовать). В древности благодарение Богу часто сопровождалось танцем, скаканием (ср. 2Ц 6.14). (См. музыка)

Ликия (Деян 27.5)—провинция в юго-западной части Малой Азии на берегу Средиземного моря с городами Миры и Патара.

Ликхи (1Пар 7.19)—аналог. Аниам.

лилия—растение с большими круглыми и колоколообразными цветами, часто с приятным запахом. Особенно прекрасны белые лилии, широко распространенные в Палестине (Мф 6.28-29).

Лин (2Тим 4.21)—христианин в Риме, от которого ап. Павел передает привет Тимофею. По свидетельству Иринея он был первым епископом в Риме. За ним последовал Анаклет, а потом Климент Римский.

Лисаний (Лк 3.1)—правитель Авилинеи (см. четвертовластник).

Лисий—см. Клавдий Лисий.

лисица—известное хитрое и проворное хищное животное из породы псовых. Этим словом в некоторых местах (Суд 15.4; Пс 62.11) названы, по-видимому, шакалы (см.).

Листра, Листры (Деян 14.6,8,21; 16.1,2; 2Тим 3.11)—город в Ликаонии, провинции Малой Азии. В этом городе слушатели ап. Павла вначале приняли его за бога (Ермия, то есть Меркурия), а вскоре за этим побили камнями. Ныне его местоположение определяется среди развалин на юг от Иконии.

литра (Ин 19.39)—греческая мера веса, равная 0,34 кг. (См. вес)

Лифостротон (Ин 19.13)—см. Гаввафа.

лихва (Неем 5.7; Пр 28.8; Иез 18.8,13,17; 22.12)—прибыль, рост или проценты, получаемые за данный заем или оказанные услуги. (См. рост)

лихоимец (Пр 29.13; 1Кор 5.10,11; 6.10)—берущий подарки или проценты (лихву) за ссужаемые деньги.

лихоимство (Мк 7.22)—требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток.

лицеприятие—человекоугодничество, предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иак 2.9; Иуд 16).

Лия (дикая корова) (Быт 29.16,17,23-25,30-32; 30.9-14,16-20; 31.4,14,33; 33.1,7; 34.1; 46.15,18; 49.31; Руф 4.11)—старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, на которой он вынужден был жениться, стремясь получить Рахиль, которую любил. Слабая глазами, менее любимая, она родила Иакову шесть сыновей (в том числе Левия и Иуду) и дочь Дину. Из семидесяти человек, пришедших с Иаковом в Египет (Быт 46.27), половина была ее потомки (Быт 46.15). Лия, будучи дочерью Лавана, брата Ревекки, матери Иакова, приходилась ему (как и Рахиль) двоюродной сестрой.

Лоамми (не Мой народ) (Ос 1.9)—имя второго сына пророка Осии, имевшее символическое значение.

лоб(ы)зание—целование. (См. поцелуй)

ловитва (Быт 49.27)—пойманная дичь, добыча.

лог (Лев 14.10,12,15,21,24)—мера жидких тел, равная примерно 0.3л. (См. меры)

Лод (1Пар 8.12; Неем 7.37; 11.35)—см. Лидда.

Лодавар (2Ц 17.27)—см. Давир,б.

Лодевар (2Ц 9.4,5)—см. Давир,б.

ложе—постель (Иов 7.13; Ам 3.12), от простой подстилки (одежды), до постели из слоновой кости (Ам 6.4). Ложа на востоке в древности были низкими и устраивались обычно вдоль стен помещения, в то время как в середине мог быть низкий же стол для еды.

ложесна (Исх 13.2,12; 34.19; Чис 3.12; 8.16; 18.15; Лк 2.23)—матка, утроба, чрево матери—место, где зарождается и созревает плод (ср. Иер 20.17; Рим 4.19).

лоза—основной ствол (гибкий стебель) виноградного дерева, несущий на себе ветви (Ин 15.5).

Лоида (2Тим 1.5)—бабка Тимофея, в которой пребывала «нелицемерная вера».

локоть—древняя мера длины, равная примерно 0.5м. (См. меры)

лоно—это слово в одних местах имеет значения ложа, вместилища (Вт 13.6; 2Ц 12.8; Мих 7.5; Лк 16.22,23; см. Иафет), а в других—колен и груди, охвата, объятий человека (Чис 5.21; Плач 2.12; Лк 6.38).

лопата (Ис 30.24; Мф 3.12; Лк 3.17)—имеется в виду инструмент для веяния зерна (см. веять,б).

Лорухама (непомилованная) (Ос 1.6)—символическое имя, данное пророком Осией своей дочери по повелению Божию.

Лот (Быт 11.27,31; 12.4,5; 13.1,5,7,8,10-12,14; 14.12,16; 19.1,5,6,9,10,12,14,15,18, 23,26,30,36; Вт 2.9,19; Пс 82.9; Лк 17.28,29,32; 2Пет 2.7)—сын Арана, брата Авраама, вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним, но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лот оставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен из Содома Ангелами.

Лотан (Быт 36.20,22,29; 1Пар 1.38,39)—аналог. Ана,б.

лоток—поднос, блюдо, в которое собирался снимаемый щипцами нагар со светильников (Исх 25.38; 3Ц 7.50).

Лохеш (чародей) (Неем 10.24)—аналог. Азур,а. (См. Галлохеш)

лошак (3Ц 18.5; 4Ц 5.17; Езд 2.66; Пс 31.9; Иез 27.14; Зах 14.15)—то же, что мул, помесь осла (самца) и лошади (кобылы). Крепкое и выносливое животное, неприхотливое в пище и уходе, употребляемое на востоке (и до сего дня) для перевозки тяжестей и езды. Не способен к размножению (как искусственно получаемое животное). Смешение различных пород животных было запрещено законом (Лев 19.19), поэтому евреи получали лошаков, по-видимому, из других стран (ср. 3Ц 10.25). До времени Давида они в Писании не упоминаются.

Луд (Быт 10.22; 1Пар 1.17)—один из сыновей Сима, сына Ноя, как полагают, родоначальник племен, населявших Лидию в Малой Азии.

Луда (Ис 66.19)—см. Лидия,а.

Лудим (Быт 10.13; 1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник одного из племен, населявших северную Африку. (См. Лидия,а)

Луз (миндальное дерево)—а) (Быт 28.19; 35.6; 48.3; Нав 16.2; 18.13; Суд 1.23)—преж­нее название Вефиля (оно сохранилось, по-видимому, для какого-то соседнего места—см. Нав 16.2);

б) (Суд 1.26)—другой город, построенный жителями первого (положение не известно). (См. Хеттеи)

лук—а) как оружие в древности имел исключительно важное значение и делался из дерева, рога или металла (Пс 17.35). Натягивать лук и стрелять из него требовало большой силы (2Ц 22.35), поэтому хорошие стрелки из лука славились высоко. У евреев отличались вениамитяне (1Пар 8.40; 12.2), у язычников—мидяне (Ис 13.18), лидяне (Иер 46.9). Во 2Ц 1.18 луком названа плачевная песнь о Сауле и Ионафане (в некоторых других переводах—песня лука);

б) (Чис 11.5)—известный всем овощ. Египетский лук, как пишут историки, был особенно вкусен.

Лука (сокр. от греч. Луканус) (Кол 4.14; 2Тим 4.10; Флм 23)—уроженец Антиохии (по свидетельству Евсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю его языка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета—Деяния Святых Апостолов. Верный сотрудник ап. Павла, единственный не еврей из авторов книг нового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян 16.10. После описанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, но позже окончательно присоединился к ап. Павлу (Деян 20.5) и больше его не оставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии, где он был два года с ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшей жизни ничего не известно.

лукавый (Мф 5.37; 6.13; 13.19,38; Лк 11.4; 1Ин 2.13,14; 3.12; 5.18; Еф 6.16; 2Фес 3.3)—олицетворение зла (в указанных местах в оригинале стоит то же слово, что и в Ин 17.15). (См. сатана)

Луки Евангелие—третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во время пребывания ап. Павла (руководителя и наставника Луки) в Кесарии. Евангелие написано очень хорошим греческим языком, прекрасным стилем и многими считается лучшей книгой, когда-либо написанной в мире. В отличие от первых двух Евангелий и в дополнение к ним в Евангелии от Луки приведены рассказы о рождении Иоанна Крестителя, о римской переписи населения, дополнительные детали о рождении Спасителя и Его отрочестве; рассказы о видении пастухов, о Закхее, о разбойнике на кресте и об Еммаусских путниках, а также множество притч (см.), среди которых: о милосердном Самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки повествует также о некоторых чудесах (см.), совершенных Господом, и не записанных в других Евангелиях: о лове рыбы, о воскрешении сына Наинской вдовы, об исцелениях скорченной женщины, десяти прокаженных и раба первосвященника Малха. Это Евангелие рисует нам с особенной силой Истинного Человека в нашем Господе Иисусе Христе.

лунатик (Мф 4.24)—имеется в виду, по-видимому, род эпилептической болезни (ср. Мф 17.15). В древности считалось, что луна имеет вредное влияние (Пс 120.6).

луночка (Ис 3.18)—украшение в виде полумесяца, использовавшееся в шейном ожерелье. (См. украшения)

Лухит (Ис 15.5; Иер 48.5)—моавитский город на восток от Мертвого моря, надо полагать, в горах.

Луций—а) (Деян 13.1)—Киринеянин, один из пророков и учителей Антиохийской церкви;

б) (Рим 16.21)—родственник ап. Павла, от которого он передает приветствие римским верующим (возможно, предыдущий).

любовь—это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 15.13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качест­венно иной—любовь, которая выше закона (Гал 5.22-23). Хотя закон и пророки утверж­даются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22.36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10; Рим 5.8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4.7,11-12).

Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия—любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две—человеческие, и только последняя—Божественная.

любодействие, любодеяние—более широкое понятие, чем прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), ибо включает в себя всякое действие, связанное с похотью. Поэтому оно находится в числе самых отвратительных дел (От 21.8; 22.15).

любопрение (Флп 1.15,16; 2.3)—излишнее, искусственное старание, стремление выделиться.

любострастие (2Пет 2.14)—любодейное устремление, похоть.

любостяжание (Лк 12.15; 2Пет 2.3,14; Еф 5.3,5; Кол 3.5)—жадность, страсть к обогащению, которая равноценна идолослужению (ср. 1Тим 6.9).

лядвеи (Иов 15.27)—ляжки, бока или вообще все члены тела (ср. Вт 32.15).


 

Hosted by uCoz