К
Кааф (Быт 46.11; Исх 6.16,18; Чис 3.17,19,27,29,30; 4.2,4,18,34; 10.21; 26.57,58; Нав 21.4,5; 1Пар 6.1,2,22,54,61; 15.5; 23.12; 2Пар 29.12; 34.12)—второй сын Левия, дед Аарона и Моисея, глава сынов Каафовых—поколения левитов, служителей скинии и храма.
каб (пустой сосуд) (4Ц 6.25)—мера объема жидких и сыпучих тел, равная примерно 1,3л. (См. меры)
Кавул (бесполезный)—а) (Нав 19.27)—аналог. Аламелех;
б) (3Ц 9.13)—область в северной Галилее.
Кавцеил (Бог собирает) (Нав 15.21; 2Ц 23.20; 1Пар 11.22)—см. Иекавцеил.
Кадес (святое место) (Быт 14.7; 20.1; Чис 13.27; 20.1,16; 33.36,37; Вт 1.46; 32.51; Пс 28.8)—источник и местность (пустыня Син) в северо-восточной части Синайского полуострова, в восточной части пустыни Фаран (или Сур), где евреи имели, как полагают, основную стоянку в течение почти 38 лет после перехода от Синая и до окончательного входа в обетованную землю. Отсюда Моисей отправлял разведчиков осмотреть Ханаан и отсюда, по-видимому, он несколько раз выходил со скинией и частью народа. Это место является местом смерти Мариамь, местом ропота народа и прегрешения Моисея и Аарона (в Иез 47.19; 48.28 названо Кадис, в Быт 14.7—Мишпат, а также во многих местах—Кадес-Варни, см.). (См. Асироф, пустыня)
Кадес-Варни (святое место Варни) (Чис 32.8; 34.4; Вт 1.2,19; 2.14; 9.23; Нав 10.41; 14.6,7; 15.3)—см. Кадес.
кадило (Иез 8.11)—то же, что кадильница—небольшая емкость, сосуд для сожигания фимиама пред Господом (в Иер 52.19—фимиамник). При этом она держится в руках. В Евр 9.4 кадильницей, как полагают, назван жертвенник для курений (см.), но, поскольку он постоянно находится перед завесой, то есть вне Святого-святых (Исх 30.6; 3Ц 6.22), здесь, видимо, имеется в виду однажды в год в день очищения вносимая кадильница.
Кадис (Иез 47.19; 48..18)—см. Кадес.
Кадмиил (Бог древний) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 9.4,5; 10.9; 12.8,24)—левит, предок Иисуса (см. Иисус,з) и один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода).
каждение—сожигание курений (см.).
казни—великие испытания и наказания, которые Господь обрушил на Египет за упорство фараона, не желавшего отпустить израильский народ. Употребляется это слово также и в отношении других народов (Иез 14.21; Иуд 7; От 18.8).
Каиафа (подавление, подавленность) (Мф 26.3,57; Лк 3.2; Ин 11.49; 18.13,14,24,28; Деян 4.6)—первосвященник в год страданий и смерти Христа. Не сознавая, он высказал о Нем великое пророчество (Ин 11.49-50).
Каин (приобретенный)—а) (Быт 4.1-3,5-6,8-9,13,15-17,24,25; 1Ин 3.12; Иуд 11; Евр 11.4)—первый сын Адама и Евы, первый человек, рожденный от человека (по образу Адама, Быт 5.3), ставший первым убийцей своего брата;
б) (Чис 24.22)—имя или земля Кенеев (см.);
в) (Нав 15.57)—город в уделе Иудином в районе Хеврона.
Каинан—а) (Быт 5.9,10,13,14; 1Пар 1.2; Лк 3.37)—аналог. Авиуд,г (сын Еноса);
б) (Лк 3.36)—аналог. Авиуд,г (сын Арфаксада) (в Быт 10.24; 11.12; 1Пар 1.18 не упомянут).
Каир (Ам 9.7)—см. Кир,а.
Калах (Быт 10.11,12)—один из городов, построенных Нимродом в Ассирии (в районе Ниневии).
Каллай (быстрый) (Неем 12.20)—аналог. Адна,в.
Калне (Ам 6.2)—город в (северной) Месопотамии, один из городов Нимрода (в Быт 10.10; Ис 10.9 назван Халне, а в Иез 27.23—Хане).
камелопард (Вт 14.5)—горная овца, подобные которой в настоящее время обитают в горах Германии и Греции.
камень—в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.
камень белый (От 2.17)—как полагают, это выражение происходит от греческого обычая выдавать победителям Олимпийских игр белые камни с соответствующими надписями, или из судебной практики древних, по которой для оправдания подсудимого в урну опускался белый камень (для осуждения—черный).
камень преткновения (Ис 8.14; 1Пет 2.7; Рим 9.32,33)—камень, о который случайно спотыкается невнимательный человек. Это образное выражение указывает на Господа.
камни драгоценные—см. драгоценные камни.
Камон (Суд 10.5)—место в Галааде (точное положение не известно).
Кана—а) (Нав 19.28)—город удела Асирова в районе Тира;
б) (Ин 2.1; 4.46; 21.2)—село в Галилее, как полагают, севернее Назарета. Здесь Господь совершил Свое первое чудо и затем еще одно—на расстоянии.
Кананит (ревнитель) (Мф 10.4; Мк 3.18)—прозвище Симона (см. Симон,б), одного из двенадцати Апостолов Христовых. (См. Апостол, Зилот)
Кандакия (Деян 8.27)—царица Ефиопии, или, как полагают, титул царицы Ефиопии того времени, как фараон—для Египта.
Кане (тростник) (Нав 16.8; 17.9)—пограничный поток между уделами Ефремовым и Манассииным, впадающий в Средиземное море.
канонические книги Библии—это 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (какие мы имеем в современной канонической Библии), признанные полностью богодухновенными книгами Священного Писания. Наряду с ними существуют многие другие, так называемые апокрифические книги (книги Еноха, Товита, Иудифи, Варуха, Маккавейские, евангелие Варнавы, послания Иеремии, Климента и т.п.), которые не вошли в каноническую Библию (см.).
Капернаум (село Наума или утешения) (Мф 4.13; 8.5; 11.23; 17.24; Мк 1.21; Лк 4.23; 7.1; 10.15; Ин 2.12; 4.46; 6.17,24,59)—город в Галилее, который был расположен на северо-западном берегу Геннисаретского озера. Этот город, по-видимому, имел важное значение—он был таможенным центром и в нем взимались пошлины за ввозимые товары. Здесь Иисус призвал одного из сборщиков этих пошлин—Матфея (Мф 9.9). Здесь жил и представитель царя Ирода Антипы, сына которого Господь исцелил (Ин 4.46), и здесь же была построена для иудеев синагога на деньги благодетельного римского сотника (Лк 7.2-5). В этом городе, оставив Назарет, поселился и жил Спаситель (Мф 4.13; 9.1; Мк 2.1; Ин 6.24), поучая народ и совершая многие чудеса. Здесь Он призвал Петра, Андрея и братьев Зеведеевых, исцелил тещу Петра, сухорукого и расслабленного, изгнал духа нечистого, ходил по воде и запретил буре, заплатил налог на храм (Мф 17.24), и сколько же еще добрых дел Он сделал здесь и сказал святых слов! Но Капернаум остался глух и не внял Его словам и делам. Скоро сбылось пророчество Сына Божия—город, по-видимому, погиб при землетрясении в 400 г. и теперь даже его место с трудом определяется под бурьяном и грудами мусора (вся местность теперь называется Тель-Гум).
каперс (Ек 12.5)—ароматический и возбуждающий плод кустарника, распространенного на востоке. Применяется как приправа. В русском переводе Библии это слово употреблено фигурально, в оригинале сказано прямо: «и желание исчезнет».
капище (1Ц 31.9; 3Ц 11.7; 12.31; 13.32; 14.23; 4Ц 17.29,32; 23.19; Иер 43.12; Ос 8.14; Иол 3.5; 1Кор 8.10)—место поклонения идолу (идольский храм) или комплекс сооружений для тех же целей на высотах (см.).
Каппадокия (Деян 2.9; 1Пет 1.1)—одна из крупных областей Малой Азии (на востоке нынешней территории Турции). Была населена народами сирийского происхождения, известными своей тупостью и развращенностью; славилась лошадьми и ослами.
карбункул (Исх 28.18; 39.11; Иез 27.16; 28.13)—ярко-красный, горящий на солнце, как уголь, драгоценный камень, высоко ценившийся в древности (может быть, нынешний рубин или гранат). (См. драгоценные камни)
Карей (лысый) (4Ц 25.23; Иер 40.8; 41.11,14,16; 42.1,8; 43.2,4,5)—отец (предок) Иоанана (Иоханана) и Ионафана, иудейских военачальников при Годолии.
Кариафаим (Иер 48.1,23)—см. Кириафаим,а.
Каркас (Есф 1.10)—аналог. Авагфа.
Каркая (ущелье) (Нав 15.3)—город или местность на юге удела Иудина.
Каркор (основание) (Суд 8.10)—город или местность за Иорданом.
Кармил (сад)—а) (Нав 15.55; 1Ц 15.12; 25.2,5,7,40; 2Пар 26.10)—город в гористой части Иудеи на юго-восток от Хеврона (в настоящее время развалины под названием Курмул);
б) (Иер 48.33)—место в земле моавитской (восточнее Мертвого моря);
в) (Нав 12.22; 19.26; 3Ц 18.19,20,42; 4Ц 2.25; 4.25; Песн 7.6; Ис 33.9; 35.2; Иер 4.26; 46.18; 50.19; Ам 1.2; 9.3; Мих 7.14)—одна из прекраснейших, покрытых вечнозеленой растительностью, гор Палестины (точнее, цепь гор), расположенная на границе уделов Асирова и Манассиина, далеко выступающая в Средиземное море. Гора Илии и Елисея (в 4Ц 19.23; Ис 37.24 переведено словом «сад»).
Карп (запястье) (2Тим 4.13))—житель Троады (более о нем ничего не известно).
Карфа (город) (Нав 21.34)—левитский город в уделе Завулоновом (полагают, он же назван Каттаф в Нав 19.15 и Китрон—в Суд 1.30) (не совпадает с 1Пар 6.77).
Карфан (Нав 21.32)—левитский город в уделе Неффалимовом (в 1Пар 6.76 назван Кириафаим).
Кархамис (Иер 46.2)—см. Кархемис.
Кархемис (2Пар 35.20; Ис 10.9)—город в верхнем течении Евфрата, при котором Навуходоносор одержал решающую победу над фараоном Нехао. Этот город был одно время столицей некогда могущественного племени Хеттеев (в Иер 46.2 назван Кархамис).
Каршена (Есф 1.14)—аналог. Адмафа.
Касифья (Езд 8.17)—неизвестная область Вавилонии, где жил Иддо.
касия (Исх 30.24; Пс 44.9)—ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Индии и Аравии (в Иез 27.19 названа кассия). Входит в состав мира. (См. ароматы)
Каслухим (Быт 10.14; 1Пар 1.12)—один из сыновей Мицраима и родоначальник филистимских племен. (См. Филистимляне)
Кассия (Иов 42.14)—вторая дочь Иова, дарованная ему после его тяжких страданий.
кассия (Иез 27.19)—см. касия.
Каттаф (Нав 19.15)—см. Карфа.
Кафтор (Вт 2.23; Иер 47.4; Ам 9.7)—остров или прибрежная земля, из которой пришли Кафторимы. Полагают, что это остров Крит, с которого потомков Кафторима вытеснили греки (ср. Филистимляне).
Кафторим (Быт 10.14; Вт 2.23; 1Пар 1.12)—один из сыновей Мицраима, сына Хама, родоначальник племен, родственных египтянам. (См. Филистимляне)
Кварт (четвертый) (Рим 16.23)—брат в Коринфе, от имени которого ап. Павел передает привет Римской церкви.
квасное (Исх 12.15,19,20; 13.3,7; 23.18; 34.25; Лев 2.11; 6.17; 7.13; Вт 16.3,4; Ам 4.5)—хлеб, испеченный с закваской, кислый (Лев 23.17), не пресный. Символизирует все то, что отравлено пороком, нечистое. (См. закваска)
Квириний (Лк 2.2)—римский правитель Сирии во время переписи.
Кегелафа (собрание) (Чис 33.22,23)—аналог. Алуш.
Кедар (Быт 25.13; 1Пар 1.29)—аналог. Адбеел. (См. Кидар)
Кедемоф (древний) (Вт 2.26; Нав 13.18; 21.37; 1Пар 6.79)—левитский город в уделе Рувимовом на восток от Мертвого моря в пустыне того же названия. (См. пустыня)
Кедес (святилище)—а) (Нав 12.22; 19.37; 20.7; 21.32; Суд 4.6,9-11; 4Ц 15.29; 1Пар 6.76)—левитский город в уделе Неффалимовом в районе озера Мером, один из трех городов убежища на запад от Иордана;
б) (Нав 15.23)—аналог. Адада;
в) (2Пар 6.72)—левитский город удела Иссахарова (в Нав 19.20; 21.28 назван Кишион).
Кедма (на восток) (Быт 25.15; 1Пар 1.31)—аналог. Адбеел (он же, по-видимому, в 1Пар 5.19 назван Надав).
Кедмонеи (восточные люди) (Быт 15.19)—одно из племен древней Палестины (в других местах среди ее народов не упоминаются). (См. народы древней Палестины)
Кедорлаомер (Быт 14.1,4,5,9,17)—царь Еламский, союзник Амрафела (см.).
кедр ливанский—прекраснейшее и величественнейшее дерево из породы хвойных, произраставшее всегда только на Ливанских горах. Высота этого дерева достигает иногда 30м, ветви, растущие почти горизонтально, дают великолепную тень. Древесина кедра имеет замечательное свойство—ее не точат черви и она довольно прочна, поэтому кедр в древности использовался для постройки и отделки дворцов. Дворец Давида так и назывался—кедровый дом (2Ц 7.2). Благоухающая древесина кедра (Песн 4.11) использовалась в обряде очищения (Лев 14.4). Постоянная вырубка кедров как в древности, так и в новейшие времена привела к тому, что теперь их на Ливане осталось около 600 стволов (Ис 10.19) и эта роща в районе Бейрута охраняется как заповедная.
Кедрон (2Ц 15.23; 3Ц 2.37; 15.13; 4Ц 23.6,12; 2Пар 29.16; 30.14; Иер 31.40; Ин 18.1)—поток, протекающий вдоль восточной стены Иерусалима и отделяющий его от Елеонской горы. Впадает в Мертвое море. Летом пересыхает. Кедронская долина (4Ц 23.4; 2Пар 15.16), называемая также царскою или Шаве (Быт 14.17; 2Ц 18.18) и Иосафата (Иол 3.2,12) или суда (Иол 3.14) была местом идолопоклонства. (См. долины, Тофет)
Кедумим (Суд 5.21)—в оригинале стоит: «древний поток». (См. Киссон)
Кеила (Нав 15.44; 1Пар 4.19)—аналог. Адифаим. Основателем или начальником его был сын (потомок) Годии (см.). В некоторых местах называется Кеиль.
Кеиль (1Ц 23.1-8,10-13; Неем 3.17,18)—см. Кеила.
Келаия (Езд 10.23)—аналог. Елиезер,и. (См. Клита)
Келуги (Езд 10.35)—аналог. Адаия,е.
Кемуил—а) (Быт 22.21)—аналог. Вуз;
б) (Чис 34.24)—сын (потомок) Шифтана, представитель колена Ефремова среди участников раздела земли;
в) (1Пар 27.17)—отец (предок) Хашавии.
Кеназ—а) (Быт 36.11,15,42; 1Пар 1.36,53)—аналог. Амалик,а;
б) (Нав 15.17; Суд 1.13; 3.9,11; 1Пар 4.13)—отец (предок) Гофониила и Халева; (См. Гофониил)
в) (1Пар 4.15)—сын Илы, сына Халева.
Кенаф (владение) (Чис 32.42; 1Пар 2.23)—город в Галааде на восток от Геннисаретского озера (ныне селение Канават).
Кенезеи (Быт 15.19)—одно из племен древней Палестины (в других местах среди ее народов не упоминается). (См. народы древней Палестины)
Кенезеянин (Чис 32.12; Нав 14.6,14)—Халев (см.), один из двух верных разведчиков земли, представитель Кенезеев среди израильского народа (Нав 15.13).
Кенеи (Быт 15.19; Чис 24.21; 1Ц 27.10; 30.29)—одно из племен древней Палестины, обитавшее, по-видимому, в южной ее части и дававшее пристанище Давиду во время его скитаний (в других местах среди народов Палестины не упоминается; в Чис 24.22 названо Каин). (См. Кенеяне, народы древней Палестины)
Кенеяне (Суд 1.16; 4.11,17; 5.24)—то же, что Кенеи. Из сравнения Исх 3.1 с Суд 1.16 можно заключить, что это племя родственно мадианитянам. Таким образом Кенеяне (и Иофор—Рагуил, и Хевер, и Ховав) являлись потомками Авраама через Мадиана. Судя по Суд 1.16 это племя вошло в состав еврейского народа (см. Кенезеянин) (в 1Ц 15.6; 1Пар 2.55 этот народ назван Кинеяне).
Кенхрея (просо) (Деян 18.18; Рим 16.1)—город на побережье Средиземного моря рядом с Коринфом.
Керенгаппух (рог с мазями для притирания) (Иов 42.14)—третья дочь Иова, дарованная ему после его тяжких страданий.
Керети (1Ц 30.14)—другое название земли филистимлян (ср. Кафтор, Хелефеи).
Кереш (1Пар 7.16)—один из сыновей (потомков) Махира, сына Манассии, от Маахи.
Кериоф (Иер 48.24; Ам 2.2)—один из моавитских городов (положение не известно).
Керос (Езд 2.44)—аналог. Аккуб,в (в Неем 7.47 назван Кирос).
Кесалон (доверие, надежда) (Нав 15.10)—см. Иеарим.
Кесария (Деян 8.40; 9.30; 10.1,24; 11.11; 12.19; 18.22; 21.8,16; 23.23,33; 25.1,4,6,13)—город на берегу Средиземного моря, построенный Иродом Великим и названный в честь кесаря Августа, резиденция царей Иродов и римских правителей. Здесь был заключен в крепости ап. Павел перед его отправкой в Рим. После разрушения Иерусалима Кесария была в продолжении почти 400 лет столицей Палестины. В 4 в. здесь жил Евсевий. В 13 в. этот город пришел в упадок и теперь на его месте остались лишь развалины.
Кесария Филиппова (Мф 16.13; Мк 8.27)—город на севере Палестины у горы Ермон в районе истока Иордана, построенный на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон) Иродом Филиппом (см. Филипп,г). Теперь на его месте находится селение Баниас с остатками древних стен. (См. Ваал-Гад)
кесарь—общее имя всех римских императоров, происшедшее от имени первого и наиболее славного из них—Цезаря, основателя римской монархии. (См. власть)
Кесед (Быт 22.22)—аналог. Вуз.
Кесил (безрассудный, глупый) (Нав 15.30)—см. Бефуил.
Кесиль (Иов 9.9; 38.31)—еврейское название созвездия Орион (в Ам 5.8 переведено словом «Орион»).
кесита (Иов 42.11)—денежная единица, род монеты (плитка серебра с изображением овцы).
Кесуллоф (Нав 19.18)—пограничный город уделов Иссахарова и Завулонова, расположенный у подножия горы Фавор (в ст. 12 назван Кислоф-Фавор).
Кефар-Аммонай (аммонитское селение) (Нав 18.24)—аналог. Аввим.
Кефира (селение) (Нав 9.17; 18.26; Езд 2.25; Неем 7.29)—город удела Вениаминова на северо-запад от Иерусалима рядом с Аиалоном.
Киброт-Гаттаава (гробы прихоти) (Чис 11.34,35; 33.16,17; Вт 9.22)—первый из станов израильтян в пустыне после Синая, где народ начал роптать, требуя мяса, и где ему были даны перепела. Это же место в Чис 11.3; Вт 9.22 названо Тавера, ибо в начале ропота был гнев Божий, огнем истребивший край стана.
кивот (церковнослав. киот, ящик) (1Ц 14.18)—ковчег завета.
Кивцаим (две груды) (Нав 21.22)—см. Иокмеам.
кидар (Исх 28.4,37,39; 29.6; Лев 8.9; 16.4; Зах 3.5)—головной убор первосвященника, отличающийся от простого священнического только наличием диадимы.
Кидар (Пс 119.5; Песн 1.4; Ис 21.16,17; 42.11; 60.7; Иер 2.10; 49.28; Иез 27.21)—см. Кедар.
Киликия (Деян 6.9; 15.23,41; 21.39; 22.3; 23.34; 27.5; Гал 1.21)—область Малой Азии, расположенная на побережье Средиземного моря напротив острова Кипр.
кимвал (1Ц 18.6; 2Ц 6.5; 1Пар 13.8; 15.16; 16.5; 25.1,6; 2Пар 5.12,13; 29.25; Езд 3.10; Неем 12.27; Пс 150.5; 1Кор 13.1)—ударный музыкальный инструмент наподобие современных тарелок (возможно, меньших размеров). (См. систра)
Кимгам (тоска, томление) (2Ц 19.37,38,40)—сын Верзеллия, Галаадитянина, который отправился вместо отца с Давидом в Иерусалим. (См. Химам)
Кина (Нав 15.22)—аналог. Адада.
Кинеяне (1Ц 15.6; 1Пар 2.55)—см. Кенеяне, Рехавиты.
Киннереф (флейта) (Чис 34.11; Вт 3.17)—см. Галилейское море.
Киннероф (арфа) (3Ц 15.20)—название части удела Неффалимова, прилегавшей к городу Хиннереф (см.).
кипарис—красивое, высокое дерево хвойной породы, слава Ливана (Ис 60.13), упоминаемое часто вместе с кедром. Оно употреблялось для различных построек и украшений (Песн 1.16), ибо имеет прочную и устойчивую к гниению древесину красивого красноватого цвета с приятным запахом.
кипер (Песн 1.13; 4.13)—высокий кустарник с ароматным запахом, распространенный в Египте и восточных странах. Желто-красной краской, добываемой из его листьев, женщины востока красили ногти.
Кипр (Деян 4.36; 11.19,20; 13.4; 15.39; 21.3,16; 27.4)—остров в восточной части Средиземного моря, заселенный в древности финикийцами и славившийся многими богатствами (медью, получившей свое название от этого острова, древесиной, вином, медом, фруктами). В 333 г. до РХ остров был захвачен греками, а в 58 г. до РХ стал римской провинцией. (См. Киттим)
Кир—а) (стена или укрепленный город) (4Ц 16.9; Ис 22.6; Ам 1.5)—город или область Ассирии, куда были выселены жители Дамаска (положение не известно) (в Ам 9.7 назван Каир);
б) (2Пар 36.22,23; Езд 1.1,2,7,8; 3.7; 4.3,5; 5.13,14,17; 6.3,14; Ис 44.28; 45.1; Дан 1.21; 6.28; 10.1)—сын Камбиза, потомка древних персидских царей, победивший мидян, которые владычествовали над многими землями, в том числе и над Персией (см.), и сделавшийся могущественным царем. В короткое время он подчинил себе обширнейшие земли—включая всю Малую Азию и Египет. Ксенофонт отзывался о нем, как об одном из самых великих правителей, дипломатов и полководцев древности. Его величайшим завоеванием было покорение Вавилона в 538 г. до РХ и величайшим деянием—повеление иудеям вернуться в их родную землю, восстановить Иерусалим и храм (в 536 г. до РХ), о чем предсказывал пророк Исаия почти за 200 лет до этого, с указанием его имени (точнее, его царского титула—Кир, ибо его настоящее имя было Аградар). Кир умер в 529 г. до РХ в возрасте около 60 лет, находясь на высоте могущества и славы. В Езд 5.18 он назван царем Вавилонским. Его сменил на престоле его сын Камбиз, который приостановил работы по восстановлению храма. (См. Персия)
Кириаф (город)—а) (Нав 15.25)—аналог. Адада (из этого города родом был Иуда Искариот); (См. Гацор,а)
б) (Нав 18.28)—см. Кириафиарим.
Кириафаим (двойной город)—а) (Чис 32.37; Нав 13.19; Иез 25.9)—древний моавитский город на восток от Мертвого моря, отданный колену Рувимову (в Быт 14.5 назван Шаве-Кириафаим, а в Иер 48.1,23—Кариафаим);
б) (1Пар 6.76)—см. Карфан.
Кириаф-Арбы (город Арбы) (Быт 23.2; 35.27; Нав 14.15; 15.13,54; 20.7; 21.11; Суд 1.10; Неем 11.25)—древнее название Хеврона (см.) по имени Арбы, одного из великанов (Нав 14.15) (в оригинале: Кириаф-Арба).
Кириаф-Ваал (город Ваала) (Нав 15.60; 18.14)—см. Кириафиарим.
Кириафиарим (город лесов) (Суд 18.12; 1Ц 6.21; 7.1,2; 1Пар 13.5,6; 2Пар 1.4; Иер 26.30)—город на границе уделов Иудина и Вениаминова на запад от Иерусалима, принадлежавший гаваонитянам и бывший, видимо, раньше центром поклонения Ваалу. В нем долгое время (более 40 лет) находился ковчег завета—от времени Илия, во все царствование Саула и до Давида, который перенес его в Иерусалим (цифра 20 лет в 1Ц 7.2 говорит, по-видимому, о какой-то части этого срока) (в Нав 15.9,10 назван Ваал, в Нав 15.60; 18.14—Кириаф-Ваал, во 2Ц 6.2—Ваал Иудин, в Пс 131.6—Иарим, в Нав 18.28—Кириаф и в некоторых других местах—Кириаф-Иарим, см.).
Кириаф-Иарим (Нав 9.17; 15.9,60; 18.14; 1Пар 2.50,52,53; Езд 2.25)—см. Кириафиарим.
Кириаф-Санна (город учености) (Нав 15.49)—см. Давир,а.
Кириаф-Сефер (город книг или письменности) (Нав 15.15,16; Суд 1.11,12)—см. Давир,а.
Кириаф-Хуцор (город улиц) (Чис 22.39)—моавитский город недалеко от Вамоф-Ваала (Вааловых высот).
Киринея (Мф 27.32; Мк 15.21; Деян 2.10; 6.9; 11.20; 13.1)—город и область в северной Африке западнее Египта (нынешняя Барка в Ливии). Некогда колония Греции, она была заселена позже иудеями, которые имели свою синагогу в Иерусалиме.
Кир-Моав (Ис 15.1)—укрепленный в древности моавитский город на восток от южной части Мертвого моря, ныне небольшой город Керак (в 4Ц 3.25; Ис 16.7,11 назван Кир-Харешет (Кирхарешет), а в Иер 48.31,36—Кирхарес).
Кирос (Неем 7.47)—см. Керос.
кирпич—в древности изготовлялся и применялся в таких местностях, где не было природного камня (нижний Египет, то есть земля Гесем; Вавилония). Для крепости (армирования) в кирпич добавляли солому (Исх 5.7). Кирпичи обычно высушивали на солнце, но в некоторых случаях обжигали и на огне (Быт 11.3). Кирпичи делались больших размеров и довольно тонкие, поэтому кирпичами же называли иногда и плитки из сырой глины или натертые воском, предназначенные для рисования или письма (Иез 4.1). В древних развалинах археологи находят массу кирпичей, черепков, плиток (см.), надписи и рисунки на которых очень выразительно повествуют о делах и событиях тех дней.
Кирхарес (Иер 48.31,36)—см. Кир-Моав.
Кирхарешет (Ис 16.7,11), Кир-Харешет (4Ц 3.25)—см. Кир-Моав.
Кис—а) (1Ц 9.1,3; 10.11,21; 14.51; 2Ц 21.14; 1Пар 8.33; 9.39; 26.28; Деян 13.21)—сын (потомок) Авиила, знатный человек из колена Вениаминова, отец Саула;
б) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон,г;
в) (1Пар 23.21,22; 24.29)—аналог. Елеазар,г (он или его потомок в 1Пар 6.29 назван Ливни, см. Ливни,б);
г) (2Пар 29.12)—аналог. Азария,р;
д) (Есф 2.5)—предок Мардохея, возможно, упомянутый выше в пункте «а».
киса (Вт 25.13)—мешок, кошель.
Кислев (Неем 1.1)—девятый месяц еврейского священного календаря и третий—гражданского. Соответствует декабрю (в Зах 7.1 назван Хаслев). (См. месяцы, праздники)
Кислон (надежда, доверие) (Чис 34.21)—отец (предок) Елидада.
Кислоф-Фавор (Нав 19.12)—см. Кесуллоф.
Киссон (извилистый) (Суд 4.7,13; 5.21; 3Ц 18.40 Пс 82.10)—поток, протекающий по Изреельской долине и впадающий в Средиземное море севернее Кармила. Летом в значительной степени пересыхает, но в период дождей (зимой и весной) бывает полноводен (в Суд 5.21 назван Кедумим).
кисти, кисточки (Чис 15.38,39; Вт 22.12)—см. воскрилия.
кит (Ион 2.1,2,11; Мф 12.40)—в еврейском и греческих текстах—«большая рыба». Она является символом смерти, объявшей Христа, как и Иону, на три дня и три ночи.
Китрон (Суд 1.30)—см. Карфа.
Киттийская земля (Ис 23.1)—то же, что Киттимская (см. Киттим).
Киттим (Быт 10.4; Чис 24.24; 1Пар 1.7; Ис 23.12; Иез 27.6; Дан 11.30)—один из сыновей Иавана, сына Иафета, родоначальник племен, заселивших в древности побережье и острова восточной части Средиземного моря, в частности, остров Кипр. Выражение «корабли киттимские» (Чис 24.24; Дан 11.30) некоторые понимают как обозначение сил государств запада. В Иер 2.10 назван Хиттим.
Кифа (арам. скала или камень) (Ин 1.42; 1Кор 1.12; 3.22; 9.5; 15.5; Гал 2.9)—имя, данное Господом Симону, сыну (потомку) Ионы, первому Апостолу Христову. Сам Апостол всегда называл себя греческим именем Петр, имеющим то же значение.
Киший (1Пар 6.44)—аналог. Авдий,б (в 1Пар 15.17 назван Кушаия).
Кишион (твердость) (Нав 19.20; 21.28)—см. Кедес,в.
Клавда (Деян 27.16)—небольшой остров южнее Крита, называемый ныне Гоццо.
Клавдий (Деян 11.28; 18.2; 28.17; Рим 16.3)—римский император (41-54 гг по РХ), в царствование которого был сильный голод во многих странах. На девятом году своего царствования издал указ об изгнании иудеев из Рима, который, однако, вскоре был негласно отменен. Отравлен своей четвертой женой Агриппиной.
Клавдий Лисий (Деян 23.26; 24.7,22)—тысяченачальник (командир) римского отряда, расквартированного в Иерусалиме на время праздника, который спас ап. Павла от суда толпы и направил его под усиленной охраной в Кесарию к римскому наместнику с благоприятным письмом.
Клавдия (2Тим 4.21)—по-видимому, христианка, жившая в Риме, привет от которой ап. Павел передавал Тимофею, и о которой более ничего в Писании не сказано. (См. Пуд)
Клеопа—а) (Лк 24.18)—один из двух учеников Христа, которые шли в Еммаус и которым в пути явился Господь;
б) (Ин 19.25)—муж Марии, сестры Матери Господа, но, может быть, другой Марии, если в этом месте говорится о четырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской Библии одинаково в двух местах, в греческом тексте читается—Клеопа в первом случае и Клопай—во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а). Отсюда происходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть Иаков меньший, сын Марии и Клеопы (Клопая).
Климент (снисходительный, милостивый) (Флп 4.3)—один из сотрудников ап. Павла в Филиппах. Полагают, это тот Климент, который впоследствии стал епископом в Риме и написал около 96 г. послание к коринфянам, высоко ценившееся в то время.
Клита (Езд 10.23; Неем 8.7; 10.10)—один из левитов, по-видимому, глава рода, пояснявший закон народу во время чтения его Ездрою. Как глава рода он приложил свою печать под договором на верность Богу (назывался также Келаия).
клятва—обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу—как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)
книга—собрание записей или даже отдельная запись, которые делались на глиняных плитках, папирусе, тонкой коже (часто—в виде свитка, см.). В некоторых местах имеет значение свода знаний, сведений (см. ниже). Об отдельных книгах Библии см. под соответствующими названиями.
книга браней Господних (Чис 21.14)—одна из древних книг, из которой, очевидно, был взят определенный фактический материал для книг Ветхого Завета. (См. Библия)
книга Господня (Ис 34.16)—сокровенная книга, память Божия, а также память и совесть народа (ср. Ис 30.8).
книга жизни (Пс 68.29; Флп 4.3; От 20.12; 21.27)—символическое название книги Божией (памяти Его), в которой записаны имена избранных Божиих. Возможно, название связано с книгами (родословиями), в которых евреи в древности зачеркивали имена умерших, оставляя имена живых (ср. Ис 4.3).
книга завета (Исх 24.7)—книга, в которую Моисей записывал повеления Божии (см. ст. 4).
книга закона (Вт 31.24-26; Нав 24.26; 4Ц 22.8; 2Пар 34.14; Неем 8.1)—в указанных, а также других подобных местах, имеется в виду Моисеево Пятикнижие (см.) (или одна книга Второзаконие, как думают некоторые). (См. Библия, закон)
книга праведного (Нав 10.13; 2Ц 1.18)—еще один из источников, по-видимому, сборник ранних поэтических произведений, из которого черпались сведения о древних событиях.
книга плачевных песней (2Пар 35.25)—очевидно, род хроники, в которую записывались некрологи и воспоминания о царях.
книга царей—летопись, в которой записывались все деяния царей иудейских и израильских специально поставленными на то писцами.
Книд (Деян 27.7)—город провинции Кария у юго-западного побережья Малой Азии на одном из островов неподалеку от острова Родос.
книжник (букв.—пишущий, писец)—представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем 8.1), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем 13.13). После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый—арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник, ученость)
князь—старший в своем роде, облеченный властью (ср. Быт 23.6; 1Пар 12.27). Князьями в Писании называются также духовные личности (силы), как на земле, так и на небе (ср. Дан 10.20-21; Ин 12.31). (См. также сатана)
Князь мира (Ис 9.6)—Господь и Спаситель наш, ибо Он есть Начальник примирения (мира) душ наших с Богом.
Коа (Иез 23.23)—неизвестная область халдейского царства.
ковчег (греч. ящик)—а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху—отверстие (Быт 6.14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);
б) (Быт 50.26)—гроб или саркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;
в) ковчег свидетельства (Исх 16.34), откровения или завета—ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх 25.10-22). Его размеры были: длина 1.25м, ширина и высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр 9.4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16.33; Чис 17.10 они были помещены перед ним (ср. 3Ц 8.9; 2Пар 5.10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис 10.35-36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав 18.1). Затем он оказался в Массифе (Суд 20.27), затем снова в Силоме (1Ц 3.3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Ц 4.4), которые и захватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Ц 6.1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Ц 6.18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава «лет двадцать» (1Ц 7.1-2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар 13.3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Ц 6.10-11), а затем в Иерусалим (ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар 5.2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Ц 11.11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место—в давире под крылья херувимов (3Ц 8.6; 2Пар 5.7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33.7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар 35.3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возможно, он сгорел вместе с храмом (2Пар 36.19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер 3.14-16), он явится в храме Божием на небе (От 11.19). (См. скиния, херувим, храм)
ковы (1Ц 22.8,13; Иов 31.9; Пр 7.12; Ис 32.7; Иер 9.8; Мих 7.2)—злые умыслы, попытки к уловлению.
кодрант (греч. кодрантес) (Мф 5.26)—мелкая медная монета, равная 1/60 динария. (См. деньги)
кожаные книги (2Тим 4.13)—книги (свитки), написанные на пергаменте (см.).
кожевник (Деян 9.43)—мастер по выделке кож, труд которого у евреев, как и на всем древнем востоке, считался нечистым и презренным. Кожевникам разрешалось жить только вне городов с подветренной стороны (по причине отвратительного запаха, присущего кожевенному производству).
коза, козел—ценные в древности домашние животные, разведением которых занимались и евреи. Козья шерсть шла на изготовление одежд, из нее же были сотканы покрывала скинии; козья кожа употреблялась для изготовления покрывал, шатров, одежд (см.), емкостей для жидкостей (мехов). Как жертвенное животное могли употребляться в качестве жертвы за грех и мирной жертвы, ягнята—для жертвы всесожжения. Козел во 2Пар 11.15 упомянут как идол. (См. косматые)
козел для отпущения (Лев 16.7-10)—часть жертвы за грех, приносимой по закону ежегодно в день очищения. Козел, выбранный для этого по жребию из двух представленных, после возложения на него грехов всего народа, изгонялся в пустыню. (См. отпущение)
Колаия (голос Иеговы) (Неем 11.7)—аналог. Гассенуя.
колена Израилевы—потомки Иакова (Израиля), происшедшие от каждого из его двенадцати сыновей, родоначальников (глав) колен, родившихся от двух его жен и двух наложниц, их служанок.
Семья или род у евреев всегда группировались вокруг отца («дом отца моего»), у которого могло быть и несколько жен. С ним жили также дети от других женщин (Суд 11.2). Колена и семьи всегда стремились жить и действовать вместе, во все времена у них были главы, начальники или старейшины (Исх 12.21; Чис 1.4; 1Пар 27.16), которых можно сравнить с шейхами у современных арабов.
Чис 1 Чис 26
Рувим 46500 43730
Симеон 59300 22200
Иуда 74600 76500
Дан 62700 64400
Неффалим 53400 45400
Гад 45650 40500
Асир 41500 53400
Иссахар 54400 64300
Завулон 57400 60500
Ефрем 40500 32500
Манассия 32200 52700
Вениамин 35400 45600
603550 601730
При разделе земли на уделы потомкам Иосифа было дано два удела—для каждого из его сыновей, образовавших самостоятельные колена, поскольку Израиль перед своей смертью усыновил их и особенно благословил (Быт 48.8-20). Колену Левиину не был дан земельный удел, ибо уделом левитов было служение в скинии Божией (Чис 18.23), хотя они и получили 48 городов для жительства в уделах Израиля (Чис 35.1-8). Симеону хотя и был назначен удел, он практически оказался растворенным в уделе Иудином (Нав 19.1). Таким образом исполнилось пророчество Израиля об этих двух коленах, произнесенное им при благословении своих сынов перед смертью (Быт 49.5-7).
После пленения израильтян, все колена оказались рассеянными по разным землям. По окончании вавилонского плена, в Иудею (см.) вернулся в основном Иуда, но другие колена также были представлены (Езд 6.17; 8.35).
Исчисление израильтян по коленам было совершено дважды—после выхода из Египта (Чис 1) и в конце странствований по пустыне (Чис 26). В исчисление вошли только мужчины, годные для войны, от 20 лет и выше. Левиты (см.) не вошли в исчисление. Полное количество народа, надо полагать, было примерно в пять раз больше приведенных цифр (то есть в общем около 3 млн в каждом случае).
Кроме этих двух исчислений в Писании указываются количества воинов, пришедших к Давиду в Хеврон, чтобы воцарить его—всего 324632 (1Пар 12), а также исчисленных по приказу Давида в конце его правления: Израильтян—800 тыс. и Иудеев—500 тыс. (по 1Пар 21.5-6 соотв. 1,1 млн и 470 тыс.), но это исчисление не было полным (1Пар 27.23-24). Последнее исчисление упомянуто в От 7.5-8. (См. также Приложение 6)
колеса (Иез 1.16-21; 10.2,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан 7.9)—символ вездесущности (разные направления) и всеведения (глаза) Божия.
колесница—двухколесная повозка, в которую запрягались одна или две лошади или волы. Колесницы часто посвящались (особенно у персов) солнцу и употреблялись в соответствующих ритуалах, которые, как видно, были переняты и иудеями (4Ц 23.11). Боевые колесницы считались страшным оружием. Обшитые медью или железом, запряженные лошадьми в панцирях, они по бокам были снабжены острыми лезвиями, а спереди имели торчащие копья. Такой снаряд, пущенный на пехоту, производил страшные опустошения. В колеснице, как правило, стояло два воина—возница и воин с копьем или луком.
Четырехколесные повозки были придуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова была изобретена только в 15 в., а рессоры—в 17 в..
Колия (Иер 29.21)—отец (предок) лжепророка Ахава.
колода—а) (Суд 16.13,14)—основа или главная деталь древнего приспособления (станка) для тканья;
б) (Иов 13.27; 33.11; Иер 20.2,3; 29.26; Деян 16.24)—две доски с вырезами, между которыми зажимались ноги узника. После этого он оставлялся сидеть или лежать в этой изнуряющей позе. На востоке существовали колоды для одновременного зажимания шеи и рук, но о таких у евреев в Священном Писании не упоминается.
колодец—очень ценное сооружение для получения и хранения воды в жаркой и сухой Палестине. В условиях ее гористого рельефа, грунтовых вод, как мы их знаем в средней полосе Европы, там нет, и колодцы, высекавшиеся, как правило, в скале или каменистом грунте, служили для собирания воды какого-нибудь источника или дождевой. Колодец Иаковлев (Ин 4.6), который существует и доныне в нескольких километрах к юго-востоку от Сихема (Наблуса), имеет глубину около 22м, диаметр—более 2м, весь выложен камнем и имеет свод над устьем, в котором оставлено небольшое отверстие. Кроме него в Писании упомянуты следующие колодцы (источники): Беэр (Чис 21.16), Беэр-лахай-рои (Быт 16.14; 24.62; 25.11), Вирсавия (Быт 21.30-31), Есек (Быт 26.20), Реховоф (Быт 26.22), Сира (2Ц 3.26), Ситна (Быт 26.21), Шива (Быт 26.33).
колония (Деян 16.12)—подвластная непосредственно Риму область или город, которым даны равные с Римом привилегии. Жители колонии получали римское гражданство, управлялись собственным сенатом и имели право голоса наравне с римлянами.
Колоссы (Кол 1.2)—город в Малой Азии на реке Ликус в провинции Фригия (неподалеку от Лаодикии), от которого теперь остались лишь развалины близ поселка Хонас.
Колоссянам, Послание ап. Павла—19я книга Нового Завета (см. Библия), письмо к верующим в Колоссах, написанное ап. Павлом из Рима около 62 г. в одно время с Посланиями к Ефесянам и Филиппийцам. Написано оно было в связи с получением сообщения о не полном духовном благополучии в этой общине и потому предупреждает об опасности всяких ложных учений (Кол 2.8), которых появилось много в это время в среде христиан. (См. ереси)
Колхозей (всевидящий)—а) (Неем 3.15)—отец (предок) Шаллума;
б) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж.
колчан (Быт 27.3; Иов 39.23; Пс 126.5; Ис 22.6; 49.2; Иер 5.16; 51.11; Плач 3.13)—сумка для стрел.
кольми паче (Мф 6.30; Лк 12.28)—тем более.
кольца—как украшение в древности были широко распространены (Исх 35.22) и носились женщинами на пальцах, запястьях, в ушах и даже в носу (Ис 3.20). (См. украшение)
конец года (Исх 23.16; 34.22)—см. год, праздник кущей.
Конские ворота (4Ц 11.16; 2Пар 23.15; Неем 3.28; Иер 31.40)—внутренние ворота древнего Иерусалима между царским дворцом и храмом, через которые, по-видимому, идолопоклонники приводили своих посвященных солнцу коней (ср. 4Ц 23.11). (См. ворота)
кор (3Ц 4.22; 5.11; 2Пар 2.10; Езд 7.22)—мера объема жидких и сыпучих тел, равная (как и хомер) примерно 240л. (См. меры)
кораллы (Иов 28.18; Плач 4.7; Иез 27.16)—плотные известковые отложения полипов—простейших морских существ. Кораллы разрастаются под водой в виде причудливых кустов и бывают разных цветов.
корван (Мк 7.11)—дар Богу; во всех других местах Библии переведено как «приношение». В данном случае подчеркивается лицемерие приносящих, уклоняющихся от помощи родителям.
Коре (куропатка) (1Пар 9.19; 2Пар 31.14)—левит, потомок Корея (см. Корей,в), привратник у восточных ворот храма, смотритель над приношениями в храм при Езекии и предок Мешелемии.
Корей—а) (Быт 36.5,14,18; 1Пар 1.35)—аналог. Елифаз;
б) (Быт 36.16)—аналог. Амалик,а;
в) (Исх 6.21,24; Чис 16.1,6,8,16,19,24,27,32,40; 26.9-11,58; 1Пар 6.22,37; 9.19; Иуд 11)—сын (потомок) Ицгара (Аминадава) из рода Каафа, поднявший мятеж против Моисея и Аарона вместе с другими 250 именитыми мужами, претендуя на высшую власть среди израильтян. Господь поразил его вместе со всеми сообщниками, но сыновья Корея, не принимавшие участия в мятеже, не погибли; (См. кореяне)
г) (1Пар 2.43)—один из сыновей (потомков) Хеврона (см. Хеврон,б) из колена Иудина.
кореяне, сыны Кореевы (1Пар 9.19,31; 12.6; 26.1,19; 2Пар 20.19; Пс 41.1; 43.1; 44.1; 45.1; 46.1; 47.1; 48.1; 83.1; 84.1; 86.1; 87.1)—левиты, потомки Корея, происшедшие от его сыновей, оставшихся в живых после бунта отца. Среди них были привратники и другие служители храма, но особенно много певцов. Были и отличные воины (1Пар 12.6). (См. также сын)
кориандровое семя (Исх 16.31; Чис 11.7)—шарообразные по виду и душистые семена травянистого растения из семейства зонтичных, распространенного на востоке. Употреблялось как приправа.
Коринф (Деян 18.1,8; 19.1; 1Кор 1.2; 2Кор 1.1,23; 6.11; 2Тим 4.20)—знаменитый город древней Греции, главный город бывшей провинции Ахаия. Был расположен на узком скалистом перешейке между Ионическим и Эгейским морями и находился на пересечении многих торговых морских и сухопутных путей, что делало город весьма богатым. В нем было множество храмов, посвященных Нептуну, Апполону, Венере. Устраиваемые в нем Истмийские игры (наподобие Олимпийских) и Коринфские зрелища привлекали толпы приезжих. Ремесла и искусства были на очень высоком уровне. Здесь ап. Павел организовал около 52 г. церковь (общину верующих) и прожил более полутора лет. Ныне от города остались лишь руины некогда величественных зданий и храмов.
Коринфянам, 1 и 2 Послания ап. Павла—14 и 15 книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла коринфским верующим, написанные им около 57 г. вскоре после его ухода из Коринфа. Первое он написал из Ефеса и в нем он укоряет коринфян за разделения, дает многие наставления, говорит великие слова о любви и впервые (еще до написания всех Евангелий) излагает проведение вечери Господней. Второе Послание ап. Павел написал, по-видимому, уже из Македонии и в нем много говорит о себе, отвечая клеветникам, о величии новозаветного служения и о взаимной помощи верующих. Заканчивает он его самым всеобъемлющим приветствием. Было еще одно послание к коринфянам (1Кор 5.9), но оно не сохранилось.
корица (Исх 30.23; Пр 7.17; Песн 4.14; От 18.13)—тонкая, очень душистая кора веток коричного дерева из породы лавровых, особенно распространенного на Цейлоне. В истолченном виде входит в состав мира. (См. ароматы)
кормчий (Иез 27.8,28; Деян 27.11; Иак 3.4; От 18.17)—стоящий на корме у руля и направляющий путь корабля.
Корнилий (Деян 10.1,3,7,21,22,24,25,30,31)—сотник (командир) римского отряда, расквартированного в Кесарии, римлянин, язычник, но «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» (Деян 10.2). Первый язычник, обращенный через Апостолов.
короб (Мф 14.20; 16.9; Мк 6.43; 8.19; Лк 9.17; Ин 6.13)—в других переводах—корзина, в каких носили продукты.
коршун (Лев 11.14; Вт 14.13; Иов 28.7; Ис 34.15)—нечистая по закону и неприятная на вид птица с отвратительным запахом, но с очень острым зрением. Питается падалью.
Кос (Деян 21.1)—небольшой остров в Эгейском море между островами Родос и Патмос у юго-западного побережья Малой Азии.
Косам (Лк 3.28)—аналог. Авиуд,г.
косматые (Ис 13.21)—дикие волосатые козлы, обитатели пустынных мест. В Ис 34.14 названы «лешии», а в некоторых других переводах—«чудовища».
Коц (1Пар 4.8)—отец (предок) Анува, Цовева и семейств Ахархела из колена Иудина.
кощун(ник) (Пр 3.34; 9.7,8; 19.25,29; 21.11,24; 22.10; 24.9; Ис 28.22; Ос 7.5)—насмешник, ругатель, осквернитель.
краеобрезание (1Ц 18.25,27; 2Ц 3.14)—срезаемая при обряде обрезания часть кожи.
краеугольный камень (Иов 38.6; Ис 28.16; Зах 4.7; 10.4; 1Пет 2.6; Еф 2.20)—цельный камень, высекаемый из скалы и укладываемый в угол для скрепления примыкающих стен (ср. Иер 51.26; Мф 21.42). (См. камень)
крайняя плоть (Быт 17.11,14,23-25; Исх 4.25; Лев 12.3)—складка свободной кожи на конце мужского полового органа (в переносном смысле это выражение употребляется также и по отношению к сердцу—Вт 10.16; Иер 4.4).
красное дерево (3Ц 10.11,12; 2Цар 9.10,11)—очень ценное дерево с плотной красной древесиной, растущее в основном в Индии. Хорошо полируется. Применяется для отделки и для изготовления некоторых музыкальных инструментов. (См. черное дерево)
Красные ворота (Деян 3.2,10)—одни из ворот в наружной стене храма (см.), называемые в других переводах Прекрасные (Красивые).
крест—позорнейшее и самое жестокое орудие казни в древнем Риме (Римской империи). На востоке в древности осужденных часто привязывали к столбу и так оставляли умирать. Римляне усовершенствовали это орудие, приделав к нему перекладину. Крест был предназначен и Искупителю нашему Иисусу Христу (Евр 12.2). Осужденные на казнь на кресте должны были нести свой крест сами к месту казни и поэтому Господь образно назвал крестом тот удел, который Его ученики должны сами взять на себя (Мф 10.38; 16.24). (См. распятие)
кречет (Вт 14.13)—нечистая по закону хищная птица крупных размеров с серым оперением из породы соколиных.
крещение—очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Ин 3.5). Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мф 3.11; Деян 1.5; 8.14-17; 11.15-16). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх 19.10; Лев 8.6; 17.16; Евр 9.10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (Гал 3.27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете (Ис 4.4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян 2.38), идти одна за другой (Деян 19.2-6) или даже меняться местами (Деян 10.44-48), но в любом случае, одно совершается людьми, а другое—Богом (Деян 13.52).
Следует заметить, что крещение в воде—желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В Деян 2.41 под крещением, очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один прием трудно даже представить (ср. также Деян 8.14-17). Сам Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (Ин 4.2) (известно, что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).
Русское слово «крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. (См. проказа)
Крискент (растущий) (2Тим 4.10)—очевидно, один из христиан, посетивших ап. Павла в заключении, а затем отпущенный (направленный) в Галатию.
Крисп (кудрявый) (Деян 18.8; 1Кор 1.14)—начальник одной из синагог (ср. ст. 17) в Коринфе, уверовавший во Христа и крещенный ап. Павлом.
кристалл (от евр. керах—лед) (Иов 28.17; Иез 1.22; От 4.6; 21.11; 22.1)—прозрачный камень, подобие горного хрусталя или кварца (ср. От 15.2; 21.18,21).
Крит (Иез 25.16; Соф 2.5; Деян 2.11; 27.7,12,13,21; Тит 1.5,12)—один из крупнейших островов Средиземного моря, расположенный между Сицилией и Кипром и называемый также Кандия. В древности был населен потомками Хама, отличными моряками и воинами, но стоящими всегда очень невысоко в нравственном отношении. Их характеристика, приведенная ап. Павлом в Тит 1.12, принадлежит Эпимениду из Кносса (ок. 600 г. до РХ). В 66 г. до РХ Крит стал римской провинцией. (См. Кафтор)
кровотечение (Мф 9.20; Мк 5.25; Лк 8.43)—длительное, болезненного характера выделение крови у женщин (см. Лев 15.25-30).
кровь—всем хорошо известная, легко проливаемая, самая драгоценная жидкость в организме животного и человека, которая доставляет к каждой мельчайшей клетке тела необходимое питание и удаляет все ненужное. В крови—душа живого тела, то есть его физическая жизнь (Быт 9.4-5; Лев 17.11,14; Вт 12.23), поэтому кровь пить (есть) запрещалось, даже тех животных, мясом которых человек по закону мог питаться (Лев 3.17; 7.26,27; 19.26; Вт 12.16; 15.23; Деян 15.20,29; 21.25). Кровь приносимых в жертву животных должна была выливаться у жертвенника (Лев 4.7,18,25,30,34). Господь Иисус Христос также пролил Свою Кровь к подножию Своего жертвенника—Креста, искупив, оправдав и очистив ею всех Своих.
крокодил (Ис 51.9; Иез 29.3)—в обоих случаях в оригинале стоит: «чудовище» (ср. Иез 32.2). (См. Левиафан)
кропление—символ очищения (Ис 50.9). Кроплением крови очищался жертвенник (Лев 1.5; 3.13), скиния и ее принадлежности (Лев 4.6,17; Чис 7.1), книга закона и народ (Лев 14.7; Евр 9.13,19). В этом смысле говорится и об очищении кроплением Кровию Христа (1Пет 1.2; Евр 10.22; 12.24). Кропление осуществлялось также очистительной водой (Чис 19.13,18,19; Иез 36.25) и елеем (Лев 14.16,27).
круг (Иов 22.14; Ек 1.6; Ис 40.22; Иак 3.6)—в указанных местах означает полный охват, весь объем, целость.
кружало (Иер 18.3)—станок горшечника, состоящий из нижнего диска, который он вращает ногами, и верхнего, соединенного с нижним, на котором он формует вращающуюся глину, образуя из нее необходимое изделие.
крыло храма (Дан 9.27; Мф 4.5; Лк 4.9)—в других переводах: высочайшая точка храма. Полагают, что это крыша портика, который тянулся вдоль южной стены храма и находился на самом краю глубокой долины. (См. храм)
Кува (3Ц 10.28; 2Пар 1.16)—местность, как полагают, по соседству с Египтом.
кузнечик (Ек 12.5)—имеется в виду прежняя легкая походка.
куколь (Иов 31.40)—травянистое однолетнее растение семейства гвоздичных с ядовитыми семенами, сорняк, растущий среди злаков.
кумир—то же, что идол. Возможно, слово «кумир» произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшее жрецов их идолов. (См. идол)
Кун (1Пар 18.8)—см. Берот.
купина (от купа—груда, группа) (Мк 12.26; Лк 20.37)—терновый куст, горящий и не сгоравший, в котором Господь явился Моисею на горе Хорив. (См. терн)
курдюк (Исх 29.22; Лев 3.9; 7.3; 8.25; 9.19)—жировой нарост в области хвоста у одной из пород овец (курдючных).
курение—благовонная смесь (Исх 30.34), предназначенная для сожигания пред Господом, а также сам процесс сожигания этой смеси. Курение сожигалось на специальном кадильном жертвеннике, а также в некоторых случаях в ручных кадильницах, являясь символом возносимых к Богу молитв. Хотя указанный состав курения запрещалось делать для других целей, многие имели собственные кадильницы (Чис 16.17-18). Курение использовалось также и при идолопоклонстве (3Ц 12.33; 4Ц 17.11; 2Пар 28.3; Иер 19.13; Иез 8.11), и для почестей высоких людей в языческих странах (Дан 2.46).
куропатка (1Ц 26.20; Иер 17.11)—дикая птица из семейства куриных (родственна тетеревам).
Кута (4Ц 17.24,30)—город на северо-восток от Вавилона, нынешнее местечко Тель-Ибрагим.
Куш (Быт 2.13)—одна из земель рая (см.).
Кушаия (1Пар 15.17)—см. Киший.
куща—легкая палатка из веток и листьев для защиты от солнца (Ион 4.5).
кущей праздник—см. праздник кущей.