Е
Ева (жизнь) (Быт 3.20; 4.1; 2Кор 11.3; 1Тим 2.13)—имя, которое Адам дал женщине, своей помощнице, сотворенной Богом из его ребра.
Евал (дородный, тучный)—а) (1Пар 1.22)—аналог. Алмодад (в Быт 10.28 назван Овал);
б) (1Пар 1.40)—аналог. Алван (в Быт 36.23 назван Эвал).
Евангелие (греч. добрая весть, весть о спасении)—весть о Христе—Спасителе человеков, которого Бог обещал через множество пророков на протяжении всей истории человеческой. Евангелие—это вечная истина (От 14.6), открытая явно людям в личности Господа Иисуса Христа и неразрывно с Ним связанная (Мк 1.1; 8.35; 10.29), это весть о Царствии Божием, провозглашенная Самим Христом (Мф 4.23). В Евангелии возвещается о заключении Богом с людьми Нового Завета во Христе Иисусе и потому оно имеет характер и силу установления (1Пет 4.17; 2Кор 9.13; Гал 2.14).
Евангелием называется и каждая отдельная книга евангелистов (Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также иногда в просторечии и все книги Нового Завета.
Четыре Евангелия (Святого благовествования) повествуют с различных точек зрения о земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учении. Три первых Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) называются синоптическими, ибо сходны во многих отношениях, Евангелие же от Иоанна отличается характером повествования от первых трех и во многих частях дополняет их (поскольку было написано значительно позже них). Евангелисты Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, остальные два—Марк и Лука—из числа учеников Апостолов (первый—ап. Петра, второй—ап. Павла). Многие видят сходство между четырьмя Евангелиями и четырьмя животными (Иез 1.5-13; От 4.6-8), лица которых соответствуют тому характеру Христа, который наибольшим образом отражен в отдельных Евангелиях: в Евангелии от Иоанна—лицо Божие (орел), в Евангелии от Луки—лицо Истинного Человека (человек), в Евангелии от Марка—лицо Слуги (телец) и в Евангелии от Матфея—лицо Царя (лев). Евангелия были написаны: от Матфея—как полагают, вначале по-арамейски около 48 г. (но это маловероятно), а позже (около 58 г.) было переписано по-гречески; остальные три написаны сразу по-гречески: от Марка—около 55-58 г., от Луки—около 60 г. и от Иоанна—около 90 г. по РХ (об отдельных Евангелиях см. под соответствующим названием). (См. Библия, Новый Завет)
Евангелист (Еф 4.11)—благовестник (в оригинале то же слово стоит и в Деян 21.8; 2Тим 4.5, следовательно, и ап. Павел и другие Апостолы являются Евангелистами, ср. 1Кор 1.17).
Еввул (благоразумный) (2Тим 4.21)—очевидно, один из христиан в Риме.
Евеар (избранный) (2Ц 5.15; 1Пар 14.5)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.6 назван Ивхар).
Евед (слуга)—а) (Суд 9.26,28,30)—отец (предок) Гаала;
б) (Езд 8.6)—один из глав поколений народа израильского, вышедшего из Вавилона с Ездрою.
Евеи (Быт 34.2; 36.2; Нав 9.1,7; 11.3,19; Суд 3.3,5; 3Ц 9.20)—потомки Евея, одно из Ханаанских племен. Жили в центре и на севере Палестины, их главный город был Гаваон (во 2Ц 21.2 названы аморреи, а во 2Ц 24.7—Хивеяне). (См. народы древней Палестины)
Евей (Быт 10.17; 1Пар 1.15)—один из сыновей Ханаана, сына Хама, родоначальник Евеев.
Евер (будущая жизнь, неизвестность, отдаленность)—а) (Быт 10.21,24,25; 11.14-17; Чис 24.24; 1Пар 1.18,19,25; Лк 3.35)—сын Салы, потомок Сима. Жил 464 года и умер, когда Иакову было 79 лет. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См. еврей)
б) (1Пар 5.13)—один из потомков Гада (глав семейств, живших в Васане); (См. Авихаил,б)
в) (1Пар 8.12)—аналог. Берия,в;
г) (1Пар 8.22)—аналог. Авдон,в;
д) (Неем 12.20)—аналог. Адна,в.
Евеянин (Быт 36.2)—см. Беэр,а.
Евиасаф (1Пар 6.23; 9.19)—см. Авиасаф.
Евиезер (отец помощи) (2Ц 23.27; 1Пар 11.28)—Анафофянин, один из главных воинов Давида, позже—один из военачальников и управителей царя Соломона (в 1Пар 27.12 назван Авиезер).
Евий (Чис 31.8; Нав 13.21)—один из мадиамских царей, князей Сигона (см.).
Евил(ь)меродах (4Ц 25.27; Иер 52.31)—сын и наследник Навуходоносора, царствовал в Вавилоне с 562 г. до 560 г. до РХ. Убит сводным братом и наследником престола Нериглиссаром. (См. Вавилон)
евнух—кастрат, мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший не только способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физические функции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные черты мужчин—исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум не притупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи с древнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремах восточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Вт 23.1), но евнухи были при дворах как израильских (3Ц 22.9), так и иудейских царей (4Ц 24.12; 1Пар 28.1). (См. скопцы)
Еводия (аромат) (Флп 4.2)—христианка в Филиппах.
еврей—всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт 14.13). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от глагола «ебер»—«переходить через» (который произошел, возможно, от слов «из-за реки»—Нав 24.2-3). Под этим именем израильтяне были широко известны другим народам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другое название—иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве). Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по РХ евреи сделались наиболее жестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецких концлагерях их погибло 6 млн. В настоящее время евреев в мире насчитывается около 13 млн и по главным странам своего рассеяния они распределены следующим образом: США—5,8 млн, Израиль—3,5 млн, Россия—1,6 млн, Франция—0,5 млн, Англия—0,4 млн, Канада—0,3 млн. (См. Иудей, рассеяние)
еврейский язык (Лк 24.38; Ин 19.13,17,20; Деян 21.40; 22.2; 26.14; От 9.11)—см. язык.
Евреям, Послание ап. Павла—предпоследняя книга Нового Завета (см. Библия), написанная ап. Павлом в Риме, как полагают, около 62 г. (но, может быть, несколько позже). Одно время высказывались сомнения по поводу авторства ап. Павла (М.Лютер и др.) и ее приписывали Луке, Тимофею, Аполлосу, Варнаве, Силе и даже Прискилле в основном из-за отличий языка и формы Послания, но эти сомнения достаточных оснований не имеют. Послание написано, по-видимому, евреям-христианам в Иерусалиме, испытывавшим с одной стороны гонения (Евр 10.32-39), а с другой—давление вернуться к иудаизму, который имеет Моисея, пророков, священническое служение. Послание показывает, насколько Христос выше всего этого, и что именно о Нем говорят и Моисей, и пророки, и преходящее священство.
Еврон (Нав 19.28)—аналог. Аламелех.
Евтих (удачливый) (Деян 20.9)—юноша в Троаде, упавший из окна и возвращенный к жизни через ап. Павла.
Евфрат—одна из рек рая (Быт 2.14), восточная граница земли, обещанной Богом Аврааму (Быт 15.18), одна из великих рек центральной Азии. Между Евфратом и Нилом разворачивались все события ветхозаветного времени. Эта река берет свое начало на горах Армении и впадает в Персидский залив. На ее берегах некогда были расположены цветущие царства—Месопотамия, Ассирия, Вавилон; теперь она течет в основном среди пустынь (в Иер 51.36,42 названа морем). (См. рай)
Египет (от финикийского «ай-габт»—изогнутый берег)—одно из величайших и могущественнейших царств глубокой древности, достигшее расцвета вскоре после постройки первых городов Нимрода в Вавилонии и Ассирии, и процветавшее многие столетия. Египет занимал пространство вдоль Нила в его среднем и нижнем течении. Благодаря периодическим разливам реки (июнь-сентябрь), имел изобилие растительных даров. Материальная культура Египта ко времени Иосифа (17 в. до РХ) и, особенно, Моисея (15 в. до РХ) достигла небывалого расцвета и даже остатки памятников тех лет поражают воображение современных людей. Колоссальные пирамиды, дворцы, скульптуры, сохранение мумифицированных тел, не тускнеющие краски, великие познания жрецов—все это было неповторяемо и недостижимо другими народами. Среди мрака невежества Египет возвышался оплотом порядка, знаний и искусств. Распространенное в Египте многобожие (Аммон, Озирис, Изида, Бубаста и др.) и идолопоклонство не мешали, по мнению некоторых историков, отдельным жрецам осознавать тайну Единого Бога. Известно, что великой мудрости египетских жрецов приезжали учиться и многие греческие философы, в том числе Платон, проживший в Египте 13 лет. Папирус, изобретенный египтянами, употреблялся в Европе вплоть до 11 в., а очень многие технические открытия, как например, бесконечная цепь с ковшами для подъема воды (Вт 11.10), со временем вновь открывались в Европе. Деление года на 12 месяцев и семидневка (по числу известных тогда планет, включая солнце и луну), были впервые установлены в Египте. В Египте с глубокой древности использовалось обрезание мальчиков, но не как религиозная, а как гигиеническая мера. Египтяне уже при Нехао (6 в. до РХ), а затем при Птолемее (3 в. до РХ) предприняли попытки прорыть канал на месте нынешнего Суэцкого, но из-за технической трудности проекта, связанной с разностью уровней воды в 10м, он не был завершен. Не справился с этим и Омар в 6 в., но часть канала все-таки существовала и ее осматривал со своей свитой Наполеон. Камбиз—персидский царь, захватил Египет в 6 в. до РХ и подверг его жестокому разрушению. В 332 г. до РХ Египет был захвачен Александром Великим, но на этот раз ничего не было разрушено, напротив—была заложена Александрия (см.). В 31 г. до РХ Египет стал римской провинцией. Уже вскоре после возвращения из вавилонского плена множество евреев поселилось в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг до РХ) построили себе храм в городе Леонтополе по образцу Соломонова, который долго функционировал как второй храм. Следующие земли и города Египта упоминаются в Библии: Гесем, Илиополь, Магдол, Но, Ноф, Пафрос, Тафнис, Ханес, Цоан.
В духовном смысле Египет в Священном Писании символизирует внешний, физический мир (достаток и успех), и мир окружающих нас людей, которые будут служить Господу—Ис 19.21-25. И от этой части мира не отнято Божие благоволение, в отличие от Вавилона (см.), который не будет иметь прощения. (См. Александрия, народы древней Палестины, фараон)
Егла (теленок) (Иер 48.34)—см. третья Эгла (Егла).
Еглаим (два пруда) (Ис 15.8)—город в земле моавитской (возможно, в северной ее части).
Еглайм (в оригинале—Ен-Еглайм, источник двух телят) (Иез 47.10)—место на северном побережье Мертвого моря.
Еглон—а) (Нав 10.3,5,23,34,36,37; 12.12; 15.39)—город в западной части удела Иудина недалеко от Газы;
б) (Суд 3.12,14,15,17,20,24)—царь моавитский, угнетавший Израиля 18 лет.
Егуд (союз) (1Пар 7.10; 8.6)—аналог. Ахишахар, но, может быть, это название семьи. (См. Ахия,е)
Ед (свидетель) (Нав 22.34)—название жертвенника.
еда—можно предположить, что евреи ели два раза в день—днем и вечером (в обед и ужин—Лк 14.12), но в Ин 21.4,9 упомянут и завтрак. Евреи не ели с посторонними и с язычниками (Мф 9.11; Гал 2.12), ибо совместная еда считалась великим актом дружбы, сохраняемой надолго. Во времена Христа было принято за столом возлежать (см.). Поскольку ели руками, их мыли до и после еды. Уже с древнейших времен было принято воздавать благодарение перед едой и благословлять пищу (1Ц 9.13; Мф 14.19; Деян 27.35). (См. пища)
Едем (приятность) (Быт 2.8,10,15; 3.23,24; Иез 28.13; 31.9,16,18; 36.35; Иол 2.3)—место на востоке, в котором находился райский сад и из которого вытекала река, разделяющаяся на четыре для орошения рая (см.).
Еден (приятность)—а) (4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23)—место или город в Ассирийском царстве;
б) (2Пар 29.12)—аналог. Азария,р;
в) (2Пар 31.15)—аналог. Амария,г (может быть, предыдущий);
г) (Ам 1.5)—место у Ливанских гор в Сирии (может быть, то же, что в пункте «а» выше).
Едер (стадо)—а) (Нав 15.21)—аналог. Адада;
б) (1Пар 8.15)—аналог. Арад,б;
в) (1Пар 23.23; 24.30)—левит, один из сыновей (потомков) Муши из рода Мерари.
единорог (Чис 23.22; 24.8; Иов 39.9,10; Пс 21.22; 28.6; 91.11)—в представлении древних—свирепое и сильное животное, никого не щадящее, похожее на коня или оленя с мощным рогом посреди лба. Это представление было так сильно, что некоторые историки (например, Плиний) считали это животное действительно существующим (в некоторых манускриптах—«дикий бык»).
единородный—единственный, единый.
Едом (красный)—прозвище Исава, данное ему по цвету чечевичной похлебки, которой его накормил Иаков (Быт 25.30). Также назывались и все его потомки, и страна (Идумея), в которой они жили—гористая местность между Мертвым морем и восточным (Акабским) заливом Красного моря. Главные города Идумеи были: Восора, Елаф, Ецион-Гавер, Села, Феман. Давид покорил это царство и идумеи сделались ненавистниками евреев. Они злорадствовали захвату Иерусалима Навуходоносором и даже помогали ему, но вскоре сами понесли то же иго. Позже рассеялись по южной Палестине. Во времена Христа Идумея—небольшая область южнее Иудеи, считалась отдельной римской провинцией. (См. Идумея, народы древней Палестины, Сеир, Села)
Едомская пустыня (4Ц 3.8)—пустынная местность на юг и юго-запад от Мертвого моря. (См. пустыня)
Едрея (сильный)—а) (Чис 21.33; Вт 1.4; 3.10; Нав 12.4; 13.12,31)—один из главных городов царя Васанского Ога. Был расположен восточнее южной оконечности Геннисаретского озера, завоеван израильтянами и отдан полуколену Манассиину;
б) (Нав 19.37)—город удела Неффалимова северо-западнее озера Мером.
Езбай (1Пар 11.37)—отец (предок) Наарая.
Ездра (помощь, см. Азария)—а) (Езд 7.1,6,10-12,21,25; 10.1,5,6,10,16; Неем 8.1,2,4-6,9,13; 12.26,36)—священник из рода Елеазара, сын (потомок) Сераии, книжник, сведущий в законе Моисеевом (Езд 7.6), живший в Вавилоне при царе Артаксерксе 1 Лонгимане и получивший разрешение вернуться в Иерусалим. Великий реформатор и ревнитель закона, он стремился всемерно очистить богослужение и саму жизнь иудеев. Считается автором книг 1Пар, 2Пар, Езд и Неем (см. Арнан, Елиашив,в). Он же, по-видимому, собрал воедино и проверил все книги Ветхого Завета; (См. книжник)
б) (Неем 12.1,13,33)—аналог. Аммон (в ст. 33, возможно, имеется в виду род самого Ездры—см. начало след. ст.).
Ездры, книга—15я книга Ветхого Завета, десятая в ряду исторических книг (см. Библия). Является логическим продолжением книг Паралипоменон (2Пар 36.22-23 = Езд 1.1-3а) и в еврейском каноне, как и в Септуагинте, объединена с книгой Неемии в одну книгу, как близкая по содержанию. Повествует о выходе евреев из вавилонского плена с Зоровавелем в 536 г. до РХ и восстановлении храма, а также о второй группе, вышедшей под руководством Ездры в 457 г. до РХ, и о реформах и трудах самого автора книги—священника Ездры, направленных на упорядочение жизни израильского народа.
Езекия (Иегова укрепляет)—а) благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза, царствовавший в Иерусалиме 29 лет (4Ц 18.2). При нем пало окончательно и было пленено Израильское царство. Ассирийские войска захватили также некоторые города Иудеи и подступили к Иерусалиму, но Господь избавил Езекию от его врагов и укрепил его царство. Езекия был успешен во всяком деле (2Пар 32.30). Он открыл двери храма и возобновил богослужение, уничтожил идолов и реликвии, в том числе и медного змея, сделанного Моисеем (4Ц 18.4), совершил Пасху и посылал своих гонцов в другие колена со словами увещания (2Пар 30.10-11), укреплял города и построил водопровод (см.). Когда он заболел, Господь исцелил его и продлил ему жизнь (Ис 38.5). При дворе Езекии, очевидно, собирались ученые мужи для исследования Писаний (Пр 25.1), в его время жили пророки Исаия, Михей и Осия. Он является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа, а также предком пророка Софонии (Соф 1.1);
б) (1Пар 3.23)—аналог. Азрикам,а;
в) (2Пар 28.12)—сын (потомок) Шаллума из колена Ефремова, один из воспротивившихся захвату пленных братьев;
г) (Езд 2.16; Неем 7.21; 10.17)—отец (предок) Атера.
Езер—а) (1Пар 4.4)—один из сыновей (потомков) Хура из колена Иудина, основатель или начальник города Хуша;
б) (1Пар 7.21)—аналог. Беред;
в) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
г) (Неем 3.19)—сын (потомок) Иисуса, начальник Мицфы, один из чинивших стену Иерусалима (по-видимому, на двух участках)—глава рода или поколения;
д) (Неем 12.42)—один из священников, участник освящения стены Иерусалима (возможно, предыдущий).
Езра (1Пар 4.17)—см. Зара,а.
Езрахит (Пс 87.1; 88.1)—Еман и Ефам (Ефан), сыновья (потомки) Зары (см. Зара,а) (в 3Ц 4.31 стоит: Езрахитянин). (См. Израильтянин)
Езрахитянин (3Ц 4.31)—см. Езрахит.
Езрий (Иегова есть помощник) (1Пар 27.26)—сын (потомок) Хелува, один из смотрителей над имением Давида.
Екбатана (Езд 6.2)—столица древней Мидии, летняя резиденция персидских царей (ныне селение Хамадан), в которой по преданию находятся могилы Есфири и Мардохея.
Екер (пересаженный) (1Пар 2.27)—один из сыновей (потомков) Рама из колена Иудина.
Екклесиаст (евр. созывающий или ведущий собрание) (Ек 1.1,2,12)—«сын Давидов, царь в Иерусалиме», по общему признанию сам Соломон, но может быть ему принадлежит лишь часть этой книги, а остальная приписана ему (см. след.).
Екклесиаста или Проповедника, книга—21я книга Ветхого Завета, четвертая в разделе учительных книг (см. Библия). Содержит изречения мудрого и практичного человека, познавшего, что в мире без Бога—все суета. У некоторых толкователей авторство Соломона вызывало сомнение, ибо он вряд ли о себе стал бы говорить в прошедшем времени (Ек 1.12), и что он лишен мудрости (Ек 7.23), и о разгуле несправедливости в его процветающем царстве (Ек 4.1; 10.5-7, ср. 3Ц 4.20,25). (См. Асаф,б)
Екрон (искоренение) (Нав 13.3; 15,11,45,46; 19.43; Суд 1.18; Иер 25.20; Ам 1.8; Соф 2.4; Зах 9.5,7)—один из пяти главных филистимских городов на северо-восток от Азота (в 1Ц 6.17; 7.14; 17.52 назван Аккарон). (См. Филистимляне)
Ела (вечнозеленый) (3Ц 4.18)—отец (предок) Шимея.
Елам (высокий)—а) (Быт 10.22; 14.1,9; 1Пар 1.17; Ис 11.11; 21.2; 22.6; Иер 25.25; 49.34-39; Иез 32.24; Дан 8.2)—первенец Сима и страна (область Персии северо-восточнее земли Сеннаар с главным городом Сузы, см.), населенная его потомками, которые в Езд 4.9; Дан 2.9 названы Еламиты (Еламитяне);
б) (2Ц 10.16,17)—место или город на восточной стороне Иордана;
в) (1Пар 8.24)—аналог. Авдон,в;
г) (1Пар 26.3)—левит, сын (потомок) Мешелемии, привратник;
д) (Езд 2.7; 10.26; Неем 7.12; 10.14)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, и один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (см. также ниже пункт «з»);
е) (Езд 2.31; Неем 7.34)—аналог. Арах,б;
ж) (Езд 8.7)—предок Иешаии (возможно, один из двух предыдущих);
з) (Езд 10.2)—предок Шехании (возможно, упомянутый выше в пункте «д»);
и) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д (возможно, предыдущий).
Еламиты, Еламитяне (Езд 4.9; Дан 2.9)—см. Елам,а.
Елаф (теревинф) (Вт 2.8; 3Ц 9.26; 4Ц 14.22; 16.6; 2Пар 8.17; 26.2)—идумейский город на берегу Акабского залива (севернее нынешней Акабы). (См. Едом)
Елдага (Быт 25.4; 1Пар 1.33)—аналог. Авида.
Елдад (Бог возлюбил) (Чис 11.26,27)—один из семидесяти старейшин, на которых почил Дух Божий и который пророчествовал в стране.
Елеад (Бог остается) (1Пар 7.21)—см. Елеада.
Елеада (Бог украшает) (1Пар 7.20)—аналог. Беред (возможно, он же в ст. 21 повторен под именем Елеад).
Елеазар (Бог помог, см, Азария)—а) третий сын Аарона, второй после Аарона первосвященник и глава основного первосвященнического рода (см. схему ниже), уступившего первосвященство только от Илия до Авиафара; (См. Ифамар, первосвященник, Садок,а)
Елеазар
Амария
Садок (время Давида)
б) (1Ц 7.1)—сын (потомок) Аминадава, посвященный хранить ковчег завета;
в) (2Ц 23.9; 1Пар 11.12)—сын Додо, второй из трех знатнейших воинов Давида;
г) (1Пар 23.21,22; 24.28)—левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Махли;
д) (Езд 8.33)—сын (потомок) Финееса, священник, служитель при сокровищнице храма, которому были сданы драгоценности;
е) (Езд 10.25)—аналог. Венаия,а;
ж) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д;
з) (Мф 1.15)—аналог. Авиуд,г.
Елеала (Ис 15.4; 16.9; Иер 48.34)—моавитский город, отданный колену Рувимову, но позже потерянный им (в Чис 32.3,37 назван Елеале).
Елеале (Чис 32.3,37)—см. Елеала.
Елеаса (Бог сотворил)—а) (1Пар 2.39,40)—аналог. Азария,д;
б) (1Пар 8.37; 9.43)—аналог. Ацел;
в) (Иер 29.3)—сын (потомок) Сафана, один из посланных царем Седекией в Вавилон, через которых было передано письмо Иеремии.
Елеашив (Бог восстанавливает) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а.
елей—наиболее чистая часть масла, выжимаемого (выбиваемого) из плодов маслины, один из важных продуктов питания в древности (4Ц 4.2). Елей наравне с хлебом и вином считался одним из главнейших продуктов земледелия (Чис 18.12; Вт 7.13; Неем 10.39; 13.5). Употреблялся елей также для освещения (Исх 27.20), как основа для приготовления мастей (см.), для врачевания (Мк 6.13; Иак 5.14-15), как священное помазание (1Ц 10.1; 3Ц 19.15-16) и во многих местах обозначает радость (Пс 44.8; Ис 61.3). (См. деревянное масло, масло, пища)
Елеон (масличная роща) (Деян 1.12)—см. Елеонская гора.
Елеонская гора (2Ц 15.30; Зах 14.4; Мф 21.1; 24.3; 26.30; Мк 13.3; Лк 19.29,37; 21.37; Ин 8.1)—гора на восток от Иерусалима (Иез 11.23), отделенная от него Кедронской долиной. Гора эта имеет протяженную форму и тянется с севера на юг. Имеет три не резко обозначенные вершины. Две северные и есть собственно Елеонская гора, на западном склоне которой находилась Гефсимания, а на восточном—Виффагия и Вифания. На южной вершине, несколько отстоящей от двух первых и называемой в 4Ц 23.13 Масличной горой (а теперь называемой горой Соблазна), Соломон устраивал свои капища (3Ц 11.7). Елеонская гора поднимается выше Иерусалима примерно на 60м и с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, на Иордан и Мертвое море. С этой горы, на которой Давид поклонялся Богу (2Ц 15.32), Господь вознесся на небо и Он таким же образом придет опять (Деян 1.11) (в Деян 1.12 названа Елеон). (См. землетрясение)
Елеф (Нав 18.28)—аналог. Аввим.
Елзавад (Бог одарил)—а) (1Пар 12.12)—аналог. Афай;
б) (1Пар 26.7)—левит, один из сыновей (потомков) Шемаии, привратник.
Елиав (Бог отец)—а) (Чис 1.9; 2.7; 7.24,29; 10.16)—сын (потомок) Хелона, главный в колене Завулоновом при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Чис 16.1,12; 26.8,9; Вт 11.6)—сын (потомок) Фаллуя и отец (предок) Дафана и Авирона;
в) (1Ц 16.6; 17.13,28; 1Пар 2.13; 27.18; 2Пар 11.18)—старший сын Иессея, брат Давида, старший в колене Иудином при царе Давиде;
г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
д) (1Пар 15.18,20; 16.5)—аналог. Азазия,а.
Елиада (Бог знает)—а) (3Ц 11.23)—отец (предок) Разона;
б) (1Пар 3.8)—см. Веелиада;
в) (2Пар 17.17)—военачальник от колена Вениаминова при царе Иосафате.
Елиаким (Бог ставит)—а) (4Ц 18.18,37; 19.2; Ис 22.20; 36.3,11,22; 37.2)—сын (потомок) Хелкии, начальник дворца при Езекии;
б) (4Ц 23.34; 2Пар 36.4)—настоящее имя царя иудейского Иоакима (см. Иоаким,а);
в) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д;
г) (Мф 1.13; Лк 3.30)—аналог. Авиуд,г (двое).
Елиам (Бог родной) (2Ц 11.3; 23.34)—см. Аммиил,в.
Елиасаф (Бог прибавляет)—а) (Чис 1.14; 2.14; 7.42,47; 10.20)—сын (потомок) Регуила, главный в колене Гадовом при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Чис 3.24)—сын Лаела, начальник поколения левитов из рода Гирсона при их исчислении (поскольку было только два начальника поколений—ст. 21, возможно, Елиасафом назван Иахав—см. Иахав,а, в таком случае Лаел есть Ливни).
Елиаф (1Пар 6.27)—аналог. Азария,з (в 1Ц 1.1 назван Илий, а в 1Пар 6.34—Елиил).
Елиафа (Бог пришел) (1Пар 25.4,27)—один из сыновей Емана, глава двадцатой чреды певцов.
Елиафан (Иер 26.22)—сын (потомок) Ахбора, князь, один из придворных царя иудейского Иоакима (в Иер 36.12,25 назван Елнафан, см. Елнафан,в).
Елиашив (Бог восстановил)—а) (1Пар 24.12)—священник из рода Елеазара, глава одиннадцатой священнической чреды;
б) (Езд 10.36)—аналог. Адаия,е;
в) (Неем 12.10,22,23; 13,4,7,28)—один из сыновей (потомков) Иоакима, первосвященника при Неемии и Ездре, возможно, следующий за ним первосвященник (см. Неем 13.28) (в Неем 3.1.20.21 назван Елияшив). Следующие за ним священники (от Иоиады до Иаддуя), по-видимому, были дописаны позже, так как Ездра—автор книги Неемии, не мог записать в ней четыре, следующих за ним (Ездрою) поколения. (См. также Арнан)
Елигу (Он—Бог) (1Пар 12.20)—аналог. Аднах.
Елидад (Бог любит) (Чис 34.21)—сын (потомок) Кислона, представитель колена Вениаминова среди участников раздела земли.
Елидае (2Ц 5.16)—см. Веелиада.
Елиегоэнай (к Иегове очи мои) (1Пар 26.3)—левит, один из сыновей (потомков) Мешелемии, привратник.
Елиезер (Бог помощник)—а) (Быт 15.2)—раб Авраама, управитель его имения;
б) (Исх 18.4; 1Пар 23.15,17; 26.25)—аналог. Гирсам;
в) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
г) (1Пар 15.24)—аналог. Амасай,в;
д) (1Пар 27.16)—сын (потомок) Зихри, главный в колене Рувимовом при Давиде;
е) (2Пар 20.37)—сын (потомок) Додавы из Мареши, пророк во дни Иосафата;
ж) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл;
з) (Езд 10.18)—аналог. Гедалия,б;
и) (Езд 10.23)—один из левитов, имевших жену иноплеменку;
к) (Езд 10.31)—аналог. Вениамин,в;
л) (Лк 3.29)—аналог. Авиуд,г.
Елиел (Бог есть Бог)—а) (1Пар 11.46)—сын (потомок) Елнаама из Махавима, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);
б) (1Пар 11.47)—тоже—из Мецоваи (во 2Ц 23 также не упомянут);
в) (1Пар 12.11)—аналог. Афай;
г) (1Пар 15.9,11)—аналог. Аминадав,е;
д) (2Пар 31.13)—аналог. Азазия,в.
Елиенай (1Пар 8.20)—аналог. Адаия,в.
Елиил (Бог есть Бог)—а) (1Пар 5.24)—аналог. Азриил,а;
б) (1Пар 6.34)—см. Елиаф;
в) (1Пар 8.20)—аналог. Адаия,в;
г) (1Пар 8.22)—аналог. Авдон,в.
Елика (2Ц 23.25)—Хародитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11 не упомянут).
Елим (дубы, теревинфы, пальмы) (Исх 15.27; 16.1; Чис 33.9,10)—один из станов израильтян на пути к Синаю.
Елима (колдун) (Деян 13.8)—см. Вариисус.
Елимелех (Бог царь) (Руф 1.2,3; 2.1,3; 4.3,9)—Ефрафянин, житель Вифлеема, муж Ноемини (в Руф 2.1,3, возможно, имеется в виду более отдаленный предок).
Елиоенай—а) (1Пар 3.23,24)—аналог. Азрикам,а;
б) (1Пар 4.36)—аналог. Адиил,а;
в) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
г) (Езд 10.22; Неем 12.41)—один из священников из дома Пашхура, имевший жену иноплеменку и участвовавший в освящении стены Иерусалима;
д) (Езд 10.27)—аналог. Азиса.
Елиса (Быт 10.4; 1Пар 1.7; Иез 27.7)—сын Иавана, сына Иафета, родоначальник одного из племен, населявших древнюю Грецию.
Елисавета (Бог клятва)—а) (Исх 6.23)—дочь Аминадава из колена Иудина, жена Аарона;
б) (Лк 1.5,7,24,40,41,57)—жена священника Захарии, мать Иоанна Крестителя и родственница Марии, матери Иисуса.
Елисам (Бог слышит)—а) (Иер 36.12,20,21)—царский писец во дни Иоакима;
б) (Иер 41.1)—предок Исмаила, убившего Годолию (в 4Ц 25.25 назван Елишама).
Елисама (Бог слышит) (2Ц 5.16; 1Пар 14.7)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.8 назван Елишама).
Елисафан (Бог укрывает) (1Пар 15.8)—левит из рода Каафа, один из сыновей (потомков) Узиила (в Исх 6.22; Лев 10.4; Чис 3.30 назван Елцафан, а во 2Пар 29.13—Елицафан).
Елисей (Бог спасение)—сын (потомок) Софата из Авел-Мехолы, которого по слову Господню Илия помазал в пророка вместо себя (3Ц 19.16). После взятия Илии на небо (4Ц 2.11), Елисей вернулся в Самарию и совершил там множество чудес (4Ц 3—13). Пророчествовал он во времена царей израильских Иорама, Охозии, Иоаса и Амасии.
Елисуа (Бог спасение) (2Ц 5.15; 1Пар 14.5)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.6 назван Елишама).
Елиуд (Мф 1.14,15)—аналог Авиуд,г.
Елиуй (Он Бог) (Иов 32.2,4-6; 34.1; 35.1; 36.1)—сын (потомок) Варахиила, Вузитянин из племени Рамова, как полагают, потомок Вуза, сына Нахора, брата Авраама (Быт 22.21). Он не упомянут среди друзей Иова (Иов 2.11) и до конца их речей не вступал в беседу, но после с дерзновением (Иов 32.8-9), как от Бога (Иов 33.6) высказался против обеих сторон. Себя он назвал совершенным в познаниях (Иов 36.4). Господь не сказал о нем, что он говорил неверно, и трое друзей только за себя приносили жертвы (Иов 42.7-9).
Елифаз (Бог сила)—а) (Быт 36.4,15,16; 1Пар 1.35.36)—один из сыновей Исава, сына Авраама;
б) (Иов 2.11; 4.1; 15.1; 22.1; 42.7,9)—Феманитянин, один из друзей Иова, как полагают, сын или потомок Фемана (см. Феман,а или в) или из местности Феман (см. Феман,б). Он, по-видимому, был старший из друзей Иова.
Елифал (Бог судит) (1Пар 11.35)—сын (потомок) Уры, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.34 назван Елифелет, сын Ахасбая).
Елифалеф (Бог избавление) (2Ц 5.16; 1Пар 14.7)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.8 назван Елифелет).
Елифелет (Бог избавление)—а) (2Ц 23.24)—см. Елифал;
б) (1Пар 3.6)—аналог. Веелиада (во 2Ц 5.15 не упомянут, а в 1Пар 14.5 назван Елфалет);
в) (1Пар 3.8)—см. Елифалеф;
г) (1Пар 8.39)—один из сыновей (потомков) Ешека из колена Вениаминова, потомок Саула;
д) (Езд 8.13)—аналог. Евед,б;
е) (Езд 10.33)—израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Хашума, имевший жену иноплеменку.
Елифлеуй (Бог отличает) (1Пар 15.18,21)—аналог. Азазия,а.
Елихореф (Бог награда) (3Ц 4.3)—один из сыновей (потомков) Сивы, писец при Соломоне.
Елицафан (Бог укрывает)—а) (Чис 34.25)—сын (потомок) Фарнака, представитель колена Завулонова среди участников раздела земли;
б) (2Пар 29.13)—см. Елисафан.
Елицур (Бог скала) (Чис 1.5; 2.10; 7.30,35; 10.8)—сын (потомок) Шедеура, главный в колене Рувимовом при исчислении израильтян в пустыне Синайской.
Елишама (Бог слышит)—а) (Чис 1.10; 2.18; 7.48,53; 10.22; 1Пар 7.26)—сын (потомок) Аммиуда, главный в колене Ефремовом при исчислении израильтян в пустыне Синайской (он является отцом Нона—отца Иисуса Навина); (См. Аммиуд,а)
б) (4Ц 25.25)—см. Елисам,б;
в) (1Пар 2.41)—аналог. Азария,д;
г) (1Пар 3.6)—см. Елисуа;
д) (1Пар 3.8)—см. Елисама;
е) (2Пар 17.8)—один из священников при царе Иосафате, посланный им учить народ закону Господню.
Елишафат (Бог судит) (2Пар 23.1)—сын (потомок) Зихри, один из начальников сотен, помогавших Иодаю воцарить Иоаса.
Елия (Иегова мой Бог)—а) (1Пар 8.27)—аналог. Афалия,а;
б) (1Пар 26.7)—левит, один из сыновей (потомков) Шемаии, привратник;
в) (Езд 10.21)—аналог. Гедалия,б;
г) (Езд 10.26)—аналог. Авдий,г.
Елияхба (Бог защищает) (2Ц 23.32; 1Пар 11.33)—Шаалбонянин, один их главных воинов Давида.
Елияшив (Бог восстановил)—а) (Езд 10.6)—отец (предок) Иоханана;
б) (Езд 10.24)—аналог. Елиезер,и;
в) (Езд 10.27)—аналог. Азиса;
г) (Неем 3.1,20,21)—см. Елиашив,в.
Елкана (Бог сотворил)—а) (Исх 6.24; 1Пар 6.23)—аналог. Азария,з (см. Асур,б) (см. также ниже пункты «в» и «г»);
б) (1Ц 1.1,21,23; 2.11.20; 1Пар 6.27,34)—аналог Азария,з;
в) (1Пар 6.25,36)—аналог. Азария,з (возможно, упомянутый выше в пункте «а»);
г) (1Пар 6.26,35)—аналог. Азария,з (возможно, упомянутый выше в пункте «а»);
д) (1Пар 9.16)—аналог. Аса,б;
е) (1Пар 12.6)—аналог. Азариил,а;
ж) (1Пар 15.23)—аналог. Верехия,б;
з) (2Пар 28.7)—старший придворный царя Ахаза.
Елкосеянин (Наум 1.1)—Наум, пророк. Положение Елкосеи—города или местности, из которой происходил пророк, не известно.
Еллада (Деян 20.2)—древнее название (Эллада) одной из областей на территории нынешней Греции, распространившееся на всю Грецию и на все греческое (от него произошел и термин «эллинизм», и название греков—«эллины»).
Елласар (Быт 14.1,9)—область (царство) Ариоха, как полагают, в среднем или нижнем течении Евфрата.
Еллин (в русском переводе)—в оригинале: «грек». Это слово после завоеваний Александра Македонского и покорения греческому влиянию и культуре земель от Египта до Индии, стало для евреев нарицательным и обозначало всех язычников. Греческий язык распространился широко и в самой Палестине, особенно после перевода в 3 в. до РХ книг Ветхого Завета на греческий, поэтому слово «грек» несло еще и смысл, соответствующий современному значению «цивилизованный, западный человек» (ср. Рим 1.14). Характерно, что все имена первых диаконов (Деян 6.5)—греческие. (См. Греция)
Еллинисты (Деян 6.1; 9.29)—евреи из языческих стран, говорящие по-гречески, а не по-арамейски, то есть ассимилировавшиеся в греческих колониях евреи.
Еллинское рассеяние (Ин 7.35)—места рассеяния иудеев по различным частям Римской империи. (См. еврей, рассеяние)
Елмодам (Лк 3.28)—аналог. Авиуд,г.
Елнаам (Бог приятность) (1Пар 11.46)—отец (предок) Иеривая и Иошавии.
Елнафан (Бог дал)—а) (4Ц 24.8)—отец (предок) Нехушты, матери царя Иехонии;
б) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл (трое, один из них ученый);
в) (Иер 36.12,25)—см. Елиафан (возможно, упомянутый выше в пункте «а»).
Елон (дуб или теревинф)—а) (Быт 26.34; 36.2)—Хеттеянин, отец (предок) Васемафы (Ады);
б) (Быт 46.14; Чис 26.26)—один из сыновей Завулона, сына Иакова, глава поколения;
в) (Нав 19.43; 3Ц 4.9)—аналог. Бене-Верак;
г) (Суд 12.11,12)—судья Израиля, завулонянин.
Елпаал (Бог награда) (1Пар 8.11,12,18)—аналог. Авитув.
Елтеке (Бог страшен) (Нав 19.44)—аналог. Бене-Верак (отдан левитам) (в Нав 21.23 назван Елфеке).
Елтекон (Бог крепость) (Нав 15.59)—аналог. Афека.
Елтолад (Божие потомство) (Нав 19.4)—аналог. Ацем (в Нав 15.30 назван Елфолад, а в 1Пар 4.29—Фолад).
Елузай (Бог моя сила) (1Пар 12.5)—аналог. Бераха.
Елул (Неем 6.15)—шестой месяц священного еврейского календаря и двенадцатый—гражданского (соответствует сентябрю). (См. месяцы, праздники)
Елфалет (1Пар 14.5)—см. Елифелет,б.
Елфеке (Нав 21.23)—см. Елтеке.
Елфолад (Нав 15.30)—см. Елтолад.
Елханам (Бог милостив) (1Пар 20.5)—сын (потомок) Иаира, убивший Лахмия, брата Голиафа из Гефа (во 2Ц 21.19 назван Елханан, сын Ягаре-Оргима). (См. Голиаф)
Елханан (Бог милостив)—а) (2Ц 21.19)—см. Елханам;
б) (2Ц 23.24; 1Пар 11.26)—сын (потомок) Додо из Вифлеема, один из главных воинов Давида.
Елцафан (Исх 6.22; Лев 10.4; Чис 3.30)—см. Елисафан.
Еман (верный)—а) (3Ц 4.31; 1Пар 2.6; Пс 87.1)—аналог. Дара (Дарда);
б) (1Пар 6.33; 15.17,19; 16.41,42; 25.4-6; 2Пар 5.12; 35.15)—левит из рода Каафова, сын (потомок) Иоиля, прозорливец, один из главных певцов и музыкантов в доме Божием при Давиде и Соломоне.
Емаф (твердыня, крепость) (Чис 13.22; 34.8; Нав 13.5; Суд 3.3; 3Ц 8.65; 4Ц 14.25,28; 17.24,30; 18.34; 19.13; 23.33; 25.21; 1Пар 13.5; 18.3; 2Пар 7.8; 8.4; Ис 10.9; 11.11; 36.19; 37.13; Иер 39.5; 49.23; 52.9; Иез 47.16,17,20; 48.1; Ам 6.14; Зах 9.2)—город на реке Оронт, населенный в древности потомками Хамафея. Позже—область (земля), в которой были и другие города (см. Ривла). С юга эту землю защищала крепость Лебо (еврейский текст) (нынешнее название—Лебве), название которой в русской Библии во многих местах переведено как «вход в Емаф». Город и земля являлись северной границей Ханаана, которые Соломон, а позже Ровоам присоединили к своему царству. Антиох Епифан назвал этот город Епифанией (около 300 г. до РХ), но он до сих пор сохранил свое прежнее название (во 2Ц 8.9 назван Имаф). (См. Сирия)
Емаф-Сува (2Пар 8.3)—область в Сирии, по-видимому, недалеко от Фадмора.
Емек (Нав 13.19)—в оригинале: «на горе в долине». (См. имя)
Емек-Кециц (долина срубания, вырубки) (Нав 18.21)—аналог. Аввим.
Емима (голубка) (Иов 42.14)—старшая дочь Иова, родившаяся у него после страданий.
Емимы (Вт 2.10,11)—моавитское название Рефаимов, живших в земле на восток от Мертвого моря до захвата ее моавитянами (в Быт 14.5 названы Эмимы).
Емиуд (слава народа) (2Ц 13.37)—отец (предок) Фалмая.
Еммануил (с нами Бог) (Ис 7.14; 8.8; Мф 1.23)—имя грядущего Спасителя, одно из величайших пророчеств Исаии, высказанное им в связи с тесными обстоятельствами царя Ахаза.
Еммаус (Лк 24.13)—селение в 10-12 км от Иерусалима (точное положение не известно).
Еммер (разговорчивый) (Иер 20.1)—священник из рода Елеазара, глава шестнадцатой священнической чреды, отец (предок) Пасхора (см. Пасхор,а), предок Амашсая, глава священнического рода, вернувшегося из плена с Зоровавелем (в 1Пар 9.12; Езд 2.37; 10.20; Неем 7.40; 11.13 назван Иммер, а в 1Пар 24.14—Имер).
Еммор (осел) (Быт 33.19; 34.2,4-6,8,13,18,20,24,26; Нав 24.32; Суд 9.28; Деян 7.16)—Евеянин, отец (предок) Сихема. У него Иаков (Нав 24.32) или Авраам (Деян 7.16) купил место для захоронения, на котором был похоронен Иосиф (Нав 24.32) или Иаков (Деян 7.16). (См. Ефрон,а)
Ена (4Ц 18.34; 19.13; Ис 37.13)—один из городов, захваченных ассирийцами (положение не известно).
Енаим (два источника) (Быт 38.14,21)—город в уделе Иудином (как полагают, то же, что Гаенам, см.). Слова «у ворот Енаима» могут также означать: «у дверей Эйнаима», то есть капища Астарты, жрицы которой постоянно зазывали мужчин.
Енак (Чис 13.23,29,34; Вт 1.28; 2.10,11; 9.2; Нав 11.21,22; 14.12,15; 15.13,14; 21.11; Суд 1.20)—родоначальник высокорослых людей, населявших Хеврон (Кириаф-Арбы) и истребленных И.Навиным. Некоторые из его потомков (Рефаимы) встречались позже среди филистимлян.
Енан (имеющий глаза, видящий) (Чис 1.15; 2.29; 7.78,83; 10.27)—отец (предок) Ахира.
Ен-Гадди (источник козленка) (Иез 47.10)—плодородная и живописная местность в средней части западного побережья Мертвого моря у теплого источника, существующего и доныне, на краю Иудейской пустыни (в Быт 14.7; 2Пар 20.2 названа Хацацон-Фамара, в Нав 15.62—Ен-Геди, в 1Ц 24.1,2—Эн-Гадди, а во 2Пар 20.2; Песн 1.13—Енгедди). (См. город Пальм, пустыня)
Ен-Ганним (источник садов)—а) (Нав 15.34)—аналог. Адифаим;
б) (Нав 19.21; 21.29)—см. Анем.
Ен-Гацор (источник селения) (Нав 19.37)—аналог. Адама,а.
Енгедди (2Пар 20.2; Песн 1.13)—см. Ен-Гадди.
Ен-Геди (Нав 15.62)—см. Ен-Гадди.
Ен-Дор (Нав 17.11)—см. Аендора.
Еней (Деян 9.33-34)—парализованный из Лидды, исцеленный ап. Павлом.
Еннома, Енномова сына, Енномовых сыновей долина (Нав 15.8; 18.16; 4Ц 23.10; 2Пар 28.3; 33.6; Неем 11.30; Иер 7.31,32; 19.2,6; 32.35)—неширокая долина, охватывающая Иерусалим с юго-западной и южной сторон и соединяющаяся с Кедронской долиной на востоке у Силоамского источника (пруда). Знаменита Тофетом—местом, где нечестивые цари иудейские Ахаз и Манассия сожигали детей в жертву Молоху и возносили курения Астарте. Уничтожая идолов, благочестивый царь Иосия осквернил это место и сделал его свалкой, куда выбрасывали мусор и трупы павших животных и казненных разбойников и откуда поднималось зловоние и дым от постоянно горящего огня (см. геенна). Значение имени Енном не известно (в Иер 2.23 названа просто «долина», в Иер 7.32—долина убийства, в Иер 19.6—долина убиения, в Иер 31.40—долина трупов и пепла). (См. долины)
Енон (Ин 3.23)—место, где крестил Иоанн Креститель (точное положение не известно). Полагают, Енон, как и Салим, находился несколько южнее Скифополя (Беф-Сана), но не исключено, где-то в нижнем течении Иордана, напротив Иерусалима.
Енос (муж, человек) (Быт 4.26; 5.6,7,9-11; 1Пар 1.1; Лк 3.38)—сын Сифа, сына Адама, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Енох (посвященный, учитель)—а) (Быт 4.17,18)—сын Каина, именем которого он назвал также город;
б) (Быт 5.18,19,21-24; 1Пар 1.3; Лк 3.37; Иуд 14; Евр 11.5)—сын Иареда, седьмой от Адама, праведник, обличавший мир и пророчествовавший о грядущем суде. Был взят Богом на небо, не испытав смерти. Древние считали его первым ученым, изобретшим письменность, счет, положившим начало астрономии. Между 2 в. до РХ и 2 в. по РХ была широко известна книга его имени, не вошедшая, однако, в канон. Она была найдена в 19 в. в Абиссинии (нынешней Эфиопии) и оказалось, что пророчество Еноха в Иуд 14-15 почти дословно взято из этой книги. В этой книге от лица Еноха и Ноя говорится о Божием управлении миром, о личности и действиях Мессии, о последнем суде. Отцы церкви почти единодушно считали его и пророка Илию теми двумя свидетелями, о которых говорится в От 11.3-12. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Ен-Риммон (источник гранатовых яблок) (Неем 11.29)—см. Аин,б.
Ен-Рогел (источник Рогеля) (Нав 15.7; 18.16)—источник в долине Енномовой на юг от Иерусалима, на границе уделов Иудина и Вениаминова (во 2Ц 17.17; 3Ц 1.9 назван Рогель).
Ен-Таппуах (источник яблока) (Нав 17.7)—см. Таппуах,в.
Ен-Хадда (источник быстроты) (Нав 19.21)—аналог. Авец.
Ен-Шемеш (источник солнца) (Нав 15.7; 18.17)—источник на границе уделов Иудина и Вениаминова, на дороге к Иерихону.
епанча (Ис 3.22,23)—широкий и длинный плащ (покрывало, накидка). (См. одежда)
Епафрас (Кол 1.7; 4.12; Флм 23)—христианин и ревностный служитель из Колосс, верный сотрудник ап. Павла, находившийся, очевидно, вместе с ним определенное время в заключении.
Епафродит (любезный, очаровательный) (Флп 2.25; 4.18)—христианин из Филипп, посланный общиной к ап. Павлу в Рим и вернувшийся в Филиппы с Посланием Апостола.
Епенет (достойный хвалы) (Рим 16.5)—христианин в Риме, очевидно, один из первых (см. также 1Кор 16.15) уверовавших в Греции через проповедь ап. Павла.
епископ (греч. старейшина, блюститель, наставник) (Флп 1.1; 1Тим 3.1,2; Тит 1.7)—духовный наставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять и увещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит 1.5 и Тит 1.7 мы видим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале слова стоят разные—«старец» и «блюститель». В 1Пет 2.25 слово «епископ» (в оригинале) переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) есть не организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный и умудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Из истории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и были такие старцы: в Антиохийской церкви—Еводий, в Смирнской—Поликарп, в Римской—Лин и т.д., не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое «стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства в государственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительно молодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на пример Тимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был Апостолом (см.). (См. пресвитер, старейшина)
Ераст (возлюбленный) (Деян 19.22; Рим 16.23; 2Тим 4.20)—христианин из Коринфа и сотрудник ап. Павла, последовавший за ним в Ефес. Был послан в Македонию и затем, очевидно, вернулся в Коринф.
ересь (греч. отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)—ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь—не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергамской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства)—протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.
Гностики (от греч. гносис—знание) (1-3 вв.)—последователи учения, по которому мир и материя—зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть—зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.
Манихеи (3 в.)—последователи Мани (214-277 гг), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.
Ариане (4 в.)—последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено.
Донатисты (4 в.)—последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.
Несториане (5 в.)—последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.
Монофизиты (5 в.)—последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность—Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем—Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.
Монофелиты (6-7 вв.)—последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями—Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей—Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий—патриарх константинопольский (610-38 гг) и император Ираклий, который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.
Павликиане (7 в.)—возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.
Иконоборцы (8 в.)—представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью.
Богомилы (10 в.)—последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.
Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)—последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.
Вальденсы (12 в.)—последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.
Альбигойцы (12-13 вв.)—последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 г.) инквизиция с ее пытками и кострами.
Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже—иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии—в 1820 г., в Испании—в 1834 г. и в папской области—в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в.. (См. церковь)
еретик (Тит 3.10)—отступник, последователь какой-либо ереси.
Ери (бдительный) (Быт 46.16; Чис 26.16)—аналог. Арели.
Ерм (Гермес—бог путешествующих, торговли и посланник богов в древнегреческой мифологии, то же, что Меркурий—в римской) (Рим 16.14)—один из христиан в Риме, которого приветствует ап. Павел. По свидетельствам Иринея, Тертуллиана и Оригена он является автором послания (книги) под названием Пастырь, содержащей различные наставления. (См. Ермий,б)
Ермий—а) (Деян 14.12)—то есть Гермес; (См. Ерм)
б) (Рим 16.14)—христианин в Риме, известный ап. Павлу. Написание этих двух имен (Ерм и Ермий) в оригинале отличается только одной буквой и в различных списках они иногда переставлены местами.
Ермоген (2Тим 1.15)—один из асийских (то есть малоазиатских) христиан, активных, по-видимому, прежде помощников ап. Павла, но оставивших его, когда он оказался в заключении.
Ермон (Вт 3.8,9; 4.48; Нав 12.1; 13.5,11; 1Пар 5.23; Пс 41.7; 88.13; 132.3; Песн 4.8)—самая высокая вершина в цепи Антиливанских гор, всегда покрытая снегом, с северо-западного склона которой берет свое начало Иордан (во Вт 3.9; 1Пар 5.23; Песн 4.8; Иез 27.5 названа Сенир, во Вт 3.9; Пс 28.6—Сирион, во Вт 4.48—Сион, а в Суд 3.3; 1Пар 5.23—Ваал-Ермон). (См. Ваал-Гад)
Есевон—а) (знание, разумность) (Чис 21.25-28,30,34; 32.3,37; Вт 1.4; 2.24,26,30; Нав 13.10,17,21,26,27; 21.39; Суд 11.26; 1Пар 6.81; Неем 9.22; Песн 7.5; Ис 15.4; 16.8,9; Иер 48.2,34,45; 49.3)—моавитский город царя Сигона в 25-30 км на восток от устья Иордана. Был расположен в плодородной местности и был отдан колену Рувимову (или Гадову). Он был назначен левитам. Позже этот город снова оказался в руках моавитян;
б) (энергичный) (Суд 12.8,10)—судья Израиля из Вифлеема (в уделе Завулоновом).
Есек (спор) (Быт 26.20)—название колодца, о котором спорили пастухи Исаака и местные жители и который поэтому Исаак оставил. (См. колодец)
еси (старослав.) (От 11.17; 16.5)—есть (наст. время второго лица глагола быть).
Еслим (Лк 3.25)—аналог. Авиуд,г.
есмь (старослав.) (Пс 103.33; 145.2; Ин 8.58; 1Кор 15.10; От 1.10,17,22.13)—есть (наст. время первого лица глагола быть).
Есром (Быт 46.12; Чис 26.21; Руф 4.18,19; 1Пар 2.5,9,18,21,24,25; 4.1; Мф 1.3; Лк 3.33)—один из сыновей Фареса, сына Иудина, предок Давида и Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Естаол (Суд 13.25; 16.31; 18.2,8,11)—город в низменной, западной части удела Иудина в районе Цоры (см.) (в Нав 15.33; 19.41 назван Ештаол).
Естемоа (повиновение) (1Ц 30.28)—священнический город южнее Хеврона, основателем или начальником которого был Ишбах, и один из городов, которые давали пристанище Давиду во время его скитаний (в Нав 15.50; 21.14 назван Ештемо, в 1Пар 4.17—Ешфемоя, а в 1Пар 6.57—Ештемоа).
Есфирь—иудеянка (прежнее имя—Гадасса), дочь Аминадава (Абихаила) из колена Вениаминова (Есф 2.15; 9.29), воспитанница своего двоюродного брата Мардохея, ставшая царицей—женой персидского царя Артаксеркса (см.) и послужившая спасению евреев от полного их истребления в 473 г. до РХ. В честь этого избавления был установлен праздник Пурим (см.), который евреи отмечают и доныне.
Есфирь, книга—17я книга Ветхого Завета и последняя в ряду исторических книг (см. Библия). Описывает, может быть, самый опасный момент в истории еврейского народа, когда его судьба повисла на волоске и вся нация могла быть совершенно истреблена в несколько дней. Об авторе книги ничего не известно. Это мог быть и Ездра или другой книжник, а также и сам Мардохей (Есф 9.20). Это единственная книга Библии, в которой ни разу не упоминается имя Бога и, возможно, она больше всех других подвергалась нападкам за ее включение в канон.
Есхол (виноградная кисть, гроздь) (Чис 13.24,25; 32.9; Вт 1.24)—долина севернее Хеврона, плодородие которой не уменьшилось и до сих пор и в которой, как считают, находится источник с самой вкусной в Палестине водой. (См. долины)
Етам (берлога, место хищников)—а) (Суд 15.8,11)—место, как полагают, в горах рядом с Вифлеемом;
б) (1Пар 4.3)—в оригинале не ясно (в еврейском тексте стоит: отец Етама);
в) (1Пар 4.32)—город колена Симеонова в уделе Иудином (в Нав 15; 19 не упомянут).
Ефа (тьма)—а) (Быт 25.4; 1Пар 1.33; Ис 60.6)—аналог. Авида;
б) (1Пар 2.46)—наложница Халева;
в) (1Пар 2.47)—аналог. Гешан.
ефа (Исх 16.36; 29.40; Лев 5.11; 14.10,21; 19.36; 23.13,17; 24.5; Чис 5.15; 15.4,6; 28.5,9,12,13,20,21,28,29; 29.3,4,9,10,14,15; Вт 25.14,15; Суд 6.19; Руф 2.17; 1Ц 17.17; Ис 5.10; Иез 45.10,11,13,24; 46.5,7,11,14; Зах 5.6-10)—мера сыпучих и жидких тел, равная (как и бат) примерно 24л. (См. меры)
Ефам—а) (Исх 13.20; Чис 33.6-8)—место на краю пустыни Сур (см.) и на границе Египта; (См. пустыня)
б) (2Пар 11.6)—город в Иудее (точное положение не известно);
в) (Пс 88.1)—см. Ефан,а.
Ефан (твердый)—а) (3Ц 4.31; 1Пар 2.6,8)—аналог. Дара (Дарда) (в Пс 88.1 назван Ефам);
б) (1Пар 6.42)—аналог. Адаия,б;
в) (1Пар 6.44; 15.17,19)—левит, сын (потомок) Кишия из рода Мерари, прозорливец, певец, музыкант и руководитель хора при Давиде (он же Идифум и Идифун, см.).
Ефваал (с Ваалом) (3Ц 16.31)—царь Сидонский, отец (предок) Иезавели, жены Ахава. По греческим источникам он был жрецом Астарты, но убил своего брата и захватил престол.
Ефер (осленок)—а) (Быт 25.4; 1Пар 1.33)—аналог. Авида;
б) (Нав 15.42; 19.7)—город в уделе Иудином в западной, низменной его части, отданный колену Симеонову (вероятно, он же в 1Пар 4.32 назван Фокен);
в) (1Пар 5.24)—аналог. Азриил,а.
Ефес (Деян 18.19,21,24; 19.1,17,26,28,34,35; 20.16,17; 1Кор 15.32; 16.8; 1Тим 1.3; 2Тим 1.18; 4.12; От 1.11; 2.1)—богатый город на средиземноморском побережье Малой Азии, местопребывание проконсула Асии во времена владычества Рима. Был особенно известен благодаря храму Артемиды. В этом процветающем городе язычников ап. Павел образовал общину верующих и отсюда его проповедь распространялась по всей Асии. Сюда, перед самым разрушением Иерусалимского храма в 70 г., переехал ап. Иоанн и здесь он жил до самой своей смерти, здесь написал Евангелие, Послания и Откровение. Город был разграблен и разрушен готами в 262 г. и теперь на его месте остались только развалины. (См. Артемида)
Ефес-Даммим (граница Даммима) (1Ц 17.1)—место в низменной части Иудеи на запад от Иерусалима (в 1Пар 11.13 названо Фасдамим).
Ефесянам, Послание ап. Павла—17я книга Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла к ефесским верующим, среди которых он жил около трех лет, написанное им из Рима около 62 г. В нем ап. Павел особенно ярко показывает полноту Церкви во Христе—ее Главе, торжество и обилие благодати в верующих—Его творении, и соединение всего небесного и земного под одной Главой—Христом.
Ефиопия—африканская страна (земля) на юг от Египта в верхнем течении Нила (территория древней Ефиопии не совпадает с нынешней Эфиопией). Ее история тесно связана с историей Египта—обеими странами часто правили одни и те же цари и эти две страны часто упоминаются вместе. Ефиопию населяли потомки Хуша и в еврейском тексте она называется везде его именем. Псалмопевец предвидит обращение ее к Богу (Пс 67.32) и это пророчество исполнилось, в частности, на евнухе (Деян 8.26-38). (См. Хусий,б; Хусия, Хуш,а)
Ефлал (рассудительный) (1Пар 2.37)—аналог. Азария,д.
Ефнан (дар) (1Пар 4.7)—один из сыновей (потомков) Ахшура из колена Иудина от Хелы.
Ефний (щедрый) (1Пар 6.41)—аналог. Адаия,б (в 1Пар 6.21 назван Иеафрай).
Ефод (покрытие) (Чис 34.23)—отец (предок) Ханниила (см. Ханниил,а).
ефод (Исх 25.7; 28.4,6,8,12,15,27,28,31; 29.5; 39.2,5,7,18,22; Лев 8.7; Суд 8.27; 17.5; 18.14,17,18,20; 1Ц 2.18,28; 14.3; 21.9; 22.18; 23.6,9; 30.7; 2Ц 6.14; Ос. 3.4)—верхняя одежда (накидка) священника, без рукавов, состоявшая из двух (передней и задней) половин, соединенных на плечах нарамниками (наплечниками). Ефод первосвященника делался из дорогой, золотом шитой ткани, как и наперсник. Ефод же священников делался из льняного полотна.
Ефраим (вдвойне плодоносный) (Ин 11.54)—город в уделе Ефремовом на северо-восток от Вефиля (по-видимому, он же во 2Пар 13.19 назван Ефрон).
Ефрафа (плодоносный)—а) (Быт 35.16,19; 48.7; Руф 1.2; 4.11; 1Ц 17.12; Пс 131.6; Мих 5.2)—прежнее название Вифлеема (см. Вифлеем,а);
б) (1Пар 2.19,50; 4.4)—одна из жен Халева из колена Иудина (возможно, уроженка Вифлеема—Ефрафы).
Ефрафянин (Руф 1.2; 1Ц 1.1; 17.12)—уроженец Ефрафы (Вифлеема).
Ефрем (вдвойне плодоносный)—второй сын Иосифа, получивший большее благословение, чем его старший брат Манассия. Является родоначальником колена Ефремова (см. колена Израилевы). Удел этому колену был дан в самом центре Ханаана, и в одном из его городов (Силоме) была поставлена скиния, которая находилась там около 400 лет, до постройки храма Соломоном. Именем Ефрем иногда называется все северное (Израильское) царство, видимо, потому, что Самария, его столица, находилась в этом уделе (Пс 77.67; Ис 7.9; 11.13; Иер 31.20; Иез 37.19; Ос 5.11-14; 6.10; 7.1; 11.3,8,9,12; 12.1,8,14; Зах 9.10,13; 10.7).
Ефремов лес (2Ц 18.6)—можно предположить, что этот лес находился на севере удела Ефремова (Нав 17.15,18), но тогда в нем не могло произойти сражение, ибо перед сражением и Авессалом перешел Иордан (2Ц 17.24), и Давид был на восточной его стороне (в Галааде). Остается предположить, что это был лес, связанный с поражением ефремлян еще от Иеффая (Суд 12.1-6).
Ефремовы ворота (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; Неем 8.16; 12.39)—одни из ворот древнего Иерусалима в его северной стене. (См. ворота)
Ефрон (два теленка)—а) (Быт 23.8,10,13,14,16,17; 25.9; 49.29,30; 50.13)—сын (потомок) Цохара, Хеттеянин, у которого Авраам купил пещеру на поле Махпела перед Мамре (то есть у Хеврона), в которой похоронил Сарру и в которой затем был похоронен сам, а также позже были похоронены Ревекка, Лия и Иаков (Быт 49.31; 50.12-13); (См. Еммор)
б) (2Пар 13.19)—см. Ефраим.
Ефрона гора (Нав 15.9)—гора или горы (гористая местность) на границе уделов Иудина и Вениаминова, по-видимому, на восток или северо-восток от Иерусалима.
Еффей (2Ц 15.19,21,22; 18.2,5,12)—верный Давиду слуга, пришедший с ним из Гефа (следовательно, служивший ему многие годы), поставленный Давидом над одной третью войска.
ехидна (Иов 20.16; Ис 59.5; Мф 3.7; 12.34; 23.33; Лк 3.7; Деян 28.3)—ядовитая змея, укус которой смертелен.
Ецбон (1Пар 7.7)—один из сыновей (потомков) Белы, сына Вениамина, глава поколения (см. также 1Пар 8.3-5).
Ецель (переселение) (Мих 1.11)—см. Асил.
Ецем (1Пар 4.29)—см. Ацем.
Ецер (1Пар 1.38,42)—аналог. Ана,б (в Быт 36.21,27,30 назван Эцер).
Ецион-Гавер (Чис 33.35,36; Вт 2.8; 3Ц 9.26; 22.48; 2Пар 8.17; 20.36)—город несколько севернее устья нынешнего Акабского залива Красного моря в земле Едом. В древности он был, очевидно, портом на побережье этого залива, причем так расположен, что корабли Хирама к нему могли дойти (2Пар 8.18) и разбиться, проходя мимо него (3Ц 22.48). Судя по 2Пар 20.36 корабли отсюда могли плавать в Фарсис (см.). (См. Едом)
Ешан (поддержка) (Нав 15.52)—аналог. Афека.
Ешбаал (муж Ваала) (1Пар 8.33; 9.39)—аналог. Авинадав,а. Ешбаал не погиб со своими братьями на Гелвуе и был воцарен Авениром над Израилем после смерти Саула, но погиб от руки убийц (во 2Ц 2.8; 3.8,11,14,15; 4.1,2,5,7,8,12 назван Иевосфей).
Ешбан (понятливость) (1Пар 1.41)—один из сыновей (потомков) Дишона, сына Сеира (в Быт 36.26 назван Эшбан).
Ешек (насилие, подавление) (1Пар 8.39)—брат Ацела (следовательно, сын Елеасы), потомок Саула.
Ештаол (Нав 15.33; 19.41)—см. Естаол.
Ештемо (Нав 15.50; 21.14)—см. Естемоа.
Ештемоа (1Пар 6.57)—см. Естемоа.
Ештон (1Пар 4.11,12)—сын (потомок) Махира из колена Иудина.
Ешфемоа (повиновение) (1Пар 4.19)—Маахатянин (см. Мааха,б), один из сыновей Годии (см. Годия,а).
Ешфемоя (1Пар 4.17)—см. Естемоа.