Ч
чадо—ребенок, дитя, отпрыск, но в некоторых местах в оригинале записано: люди (Лк 20.34), дела (Мф 11.19), сын (Лк 16.25).
чародей—производящий магические действия, чародействия (2Пар 33.6; Мих 5.12). Полагают, название происходит от гадания по воде в чаше (чаре), которое было принято у халдеев. (См. волхвы)
чары (Исх 7.11,22; 8.7,18)—действия волшебников, чародеев и их результаты.
час—в общеизвестном смысле, как 1/24 часть суток, вошел в обиход только в 4 в. по РХ, хотя впервые упоминается в Дан 4.16. В древности было известно деление дня и ночи на 12 «часов» (частей, времен) (Ин 11.9; Деян 23.23), но эти «часы» менялись по длительности в зависимости от сезона, так как день и ночь разделялись заходом и восходом солнца. Поэтому часы 3й, 6й и 9й (установленные часы молитвы—Мф 27.45,46; Мк 15.25,33; Деян 2.15; 10.3,9,30) только примерно соответствуют 9, 12 и 15 часам дня. Это говорит, видимо, просто о делении светлой части дня на четыре части, которое евреи заимствовали из вавилонского обихода (Неем 9.3), и которое использовали также и в деловой жизни (Мф 20.3,5,6). В Ин 19.14, очевидно, употреблено римское время, исчислявшееся от полуночи. (См. также стража)
чаша—во многих местах означает: участь, мера, достояние (Пс 10.6; 15.5; 22.5; 74.9; 115.4; Ис 51.17; Плач 4.21; Иез 23.31,32; Авв 2.16; Мф 20.22; 26.39; 1Кор 10.21).
чаяние (Иов 6.8; 30.26; Лк 2.25; Деян 23.6)—желание, ожидание.
человек—творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан 7.13), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.
Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека—это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком—есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. дух, душа, плоть)
человекохищник (1Тим 1.10)—работорговец или похититель людей (с целью продажи или получения выкупа) (ср. Исх 21.16; От 18.13). Слов, стоящих в скобках, в оригинале нет.
человеческие жертвы—см. проводить через огонь.
червленый (Исх 25.4; 26.1,31,36; 39.1-3,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис 19.6; Нав 2.18,21; Евр 9.19)—ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани, по-видимому, уже в глубокой древности—это же слово в оригинале стоит и в Быт 38.28. (См. багряница)
череда (1Пар 23.6; 25.8; 2Пар 8.14; 23.8; 31.2; 35.10; Езд 6.18)—очередь или смена, по которой заступали на определенное время на службу священники (1Пар 1.24) и левиты.
Чермное море—нынешние Суэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостров соответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх 23.31; Чис 14.25; 21.4; Вт 1.40; 3Ц 9.26; Иер 49.21) (в Исх 11.85 море названо Египетским). Слово «чермный» в старорусском языке означало «красный» (как и червленый). В оригинале везде стоит: Тростниковое море.
чернила (Иер 36.18; 2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)—в древности изготовлялись из сажи, смешанной с водой с добавлением какого-либо клейкого вещества. (См. ученость)
черное дерево (Иез 27.15)—или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной, коричневой и черной древесиной. (См. красное дерево)
чернуха (Ис 28.25,27)—происхождение и значение слова не известны (возможно, чернушка?—травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которого употребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.
черпать и проливать воду (1Ц 7.6)—означает, по-видимому, изливать свое сердце пред Богом (ср. Пс 6.9; Плач 2.19).
черта (Мф 5.18; Лк 16.17)—маленький знак над буквой, отличающий ее от другой, схожей буквы (то есть мельчайшая подробность).
чертеж (4Ц 16.10; 1Пар 28.11,12)—см. ученость.
чертог—дом, место обитания (Ам 9.6). Чертог брачный—дом во время свадьбы или особое помещение для жениха, которое иногда устраивается на востоке (Мф 9.15).
четверица (Деян 12.4)—четверка солдат для дежурства в каждую из четырех страж ночи (двое внутри, двое снаружи тюрьмы).
четвертовластник (Мф 14.1; Лк 3.1; 9.7; Деян 13.1)—правитель над четвертой частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (См. Ирод)
четвертый род (Быт 15.16; Исх 20.5; 34.7; Чис 14.18; Вт 5.9; Иов 42.16)—иносказательное выражение, чаще всего означающее «все потомки» или «многие потомки». При исчислении израильтян в пустыне Синайской главным в колене Иудином был Наассон, который является шестым поколением от Израиля (Иуда-Фарес-Есром-Арам-Аминадав-Наассон, см. 1Пар 2.1-10), но и его имя надо понимать, как название главенствующего рода, при котором уже жили следующие поколения. И.Навин, введший израильтян в Ханаанскую землю, был двенадцатым от Израиля (см. 1Пар 7.23-27; Нон; ср. Аммиуд,а). Иаков со своими детьми (то есть с четвертым поколением от Авраама) только вошел в Египет (Быт 46.8,26). Следовательно, в Быт 15.16 этим понятием охватывается не буквально четвертое поколение от Авраама—сыновья Иакова, но все его потомки (см. сын). Аналогичный смысл оно имеет, видимо, и в других указанных местах.
четыре—число рек рая (Быт 2.10),
число рядов камней наперсника (Исх 28.17),
число дней оплакивания (Суд 11.40),
число ведер (3Ц 18.34),
число прокаженных (4Ц 7.3),
число казней (Иер 15.3; Иез 14.21),
число животных (Иез 1.5; От 4.6),
число колес (Иез 10.9),
число лиц (Иез 10.14),
число отроков (Дан 1.17),
число ветров (Дан 7.2),
число зверей (Дан 7.3),
число рогов (Дан 8.8,22; Зах 1.18),
число колесниц и духов (Зах 6.1,5),
время нахождения Лазаря в гробе (Ин 11.17),
количество частей одежды (Ин 19.23),
число дочерей Филиппа (Деян 21.9),
число людей (Деян 21.23),
число связанных ангелов (От 9.14).
Число четыре (иногда в соединении с числом три) означает часто какое-то неопределенное (большое?) количество (Пр 30.15,18,21,24,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6) (ср. четвертый род).
Число четыре есть число рогов (углов) жертвенника, стран света, ветров и концов земли (От 7.1 и др.).
четыреста—время пленения еврейского народа в Египте (Быт 15.13),
число девиц (Суд 21.12),
число пророков (3Ц 18.19; 22.6).
чечевица (Быт 25.34; 2Ц 17.28; 23.11; Иез 4.9)—род травянистых растений семейства бобовых и их семена круглой выпуклой формы, употребляемые в пишу.
чин (слово церковно-православного происхождения) (Пс 109.4; Евр 5.6,10; 6.20; 7.11,17,21)—образ, значение, устав (от древнерусск. «чинить»—производить, как в выражениях: «чин крещения», «чин погребения»).
Числа, книга—четвертая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книге было дано 70 переводчиками, очевидно, в связи с описаниями двух переписей (в еврейском тексте книга называется первыми словами книги: «В пустыне»). Книга покрывает более, чем 38-летний период истории израильского народа и повествует о его жизни в пустыне от второго года после выхода из Египта до приготовления ко входу в обетованную землю. Эта книга могла бы быть также названа «Ропот и жалобы», ибо блуждание в пустыне было одной из позорнейших страниц в истории народа. От первой до второй переписи дожили только Моисей, И.Навин и Халев. В Новом завете имеются важные ссылки на суровую историю, изложенную в этой книге (см. Рим 15.4; 1Кор 10.1-11).
число—хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев—вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20).
Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.
число зверя (От 13.18; 14.2)—в связи с отмеченным выше присвоением числового значения буквам древних алфавитов, некоторые полагают, что число это может означать какое-либо имя или понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666. Такими словами могут быть: «Латейнос» (означает по-гречески все латинское; предложено Иеронимом), «Нерон кесарь», «Бонапарт» и даже «Мартин Лютер». Следует отметить, что в некоторых манускриптах это число читается как 616.
чистый—свободный от нечистоты (см.).
чрево—живот, внутренность. (См. утроба)
чревовещатель (Ис 8.19; 29.4)—умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, из чрева).
чреда (Лк 1.5,8)—см. череда.
чресла—бедра, поясничная часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторых местах русской Библии употребляется в переносном смысле (Быт 35.11; 1Пет 1.13). В оригинале в этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»; также и в других аналогичных местах.
чудо—событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян 8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).
Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21.25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6—изгнания бесов, 10—чудес над силами природы, 3—воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк 1.34; 6.46; Лк 4.40; 6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2.43; 5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нет конкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Ц 13).
Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк 8.46). Также сказано, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти». Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.
В Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19). (См. видение)